Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

Самое сильное, что до сих пор прочитал про девяностые - "Ненастье" Иванова. Правдиво, мрачно, но не одноцветно. Ну и написано красиво.

"некие силы пытались и пытаются купить саму душу Мира"
А Вы в курсе, что есть "душа Мира" и где таковая обретается? Завидую, однако.

Сейчас закончила читать "Другой путь". Грустно. Очень тревожно за главных героев. Герои ГШ так часто оказываются для читателя практически родными людьми. Переживаешь за них. Из-за этого просто выпадаешь из общения с близкими людьми. Так было с Фандориным в " черном городе",хотя там-то очень мысль успокаивала:все равно выжил же,сын ведь потом будет...Пелагею не могу выкинуть из души. Как ей там? После такого чтения хожу по дому молчаливая,неприветливая...так и хочется попросить ГШ:давайте перепрыгнем страшные тридцатые,а тетрадку свою клетчатую пусть Антон пишет в Швейцарии,пока ждет любимую Мирру из командировки в какую-нибудь благополучную страну.

Вы интересный вопрос подняли. Автор создает свой мир, мы в этом мире худо-бедно виртуально живем, разделяем эмоции и образы, созданные для нас автором.

Теперь. Безжалостный автор решает прикончить своих героев и разрушить мир который он для нас придумал.

Встает вопрос, а имеет ли автор на это моральное право ? Ведь уничтожение героев, которых любят, к которым читатели привыкли, нанесет им, читателям моральный вред. И весь мир каким-то образом потускнеет, зачеркнется, а мы, читатели, почувствуем себя обманутыми...

Я раньше думал что это ерунда, ничего. Но посмотрев сериал "Сыны анархии" где четыре приятных бодрых серии, а концовку из еще трех серий авторы сделали хуже некуда, не могу теперь воспринимать любимых героев вне этой мерзкой концовки.

Так что считаю, Фандорин должен быть бессмертным, и Антон - (др. Живаго) тоже самое. Пусть страдают по самое не хочу, льют слезы, но выкручиваются и остаются в живых. Иначе мир некомфортный.

Edited at 2015-10-12 00:00 (UTC)

(Удалённый комментарий)
интересные беседы об иск-ве П.Волковой - о Греции - https://www.youtube.com/watch?v=Ib1WansHCIk
дальше о Риме и пр.

сад Т.Гуэрро (еще один кандидат в аристономы).



Edited at 2015-10-12 06:45 (UTC)

Послушал лекцию, все правильно. Современная "умная" литература - комментарии к Платону, я всегда так именно и думал. Хотя еще более правильно было бы сказать, "комментарии к Платону и Аристотелю".

Конечно Волкова умалчивает, что искусство (помимо философии, которая так и осталась греческой) достигло максимального развития все-таки в Италии 16-го - 17-го века, а не в Древней Греции. Если бы кто-то сегодня хотел заняться искусством, то изучать надо Италию а не Грецию.

Флорентийцы пошли гораздо дальше древних. Создали живопись, музыку, музыкальные инструменты, литературу, архитектуру, моду и искусство красиво одеваться, кулинарию, искусство есть за столом ножами и вилками, медицину, банковское дело и финансы как мы это сегодня себе представляем, науки: физику, алгебру, химию, горное дело, металлургию, географию и картографию и т.д и т.п.

Правильно было бы сказать так, подлинная родина европейской культуры - Республика Флоренция и Республика Венеция, а те в свою очередь опираются на древнегреческие и древнеримские традиции. Начиная с 17-го века культура стрелочками от Флоренции и Венеции в разные стороны расходится по всему миру.

Расходятся с разной степенью успеха. Флорентийские банки и венецианское мореплавание прижились в Британии и Голландии, флорентийская живопись - в Голландии и Франции, мода - во Франции и Англии, флорентийская опера - в Германии и России, фортепьяно, изобретенное во Флоренции венецианским монахом, кажется во всем мире. Физика и математика - в Англии, Германии и Франции.
Флорентийскую архитектуру тоже можно встретить везде - во Франции, в Англии, в Германии, в России даже (Кремль в Москве и Исакиевский собор в СПб, например). Ну или Собор Св Павла в Лондоне.

В общем автор неплохой, но я такие лекции сам могу читать.

Edited at 2015-10-12 20:08 (UTC)

(Удалённый комментарий)
Срочный совет тем, кто еще не начал читать "Другой путь", -начинайте!
А вам многоуважаемый Борис Акунин-огромное спасибо за такое чтиво!

Книга неплохая, читается легко и приятно. Доктор Живаго возвращается в Москву и находит работу по специальности. Название только более чем странное.

Edited at 2015-10-16 18:24 (UTC)

Это оплошность!

Григорий Шалвович, позвольте извиниться за госпожу panajotis. Вероятно, человек просто неверно употребил слово. Ошибся. Пожалуйста, извините!

Re: Это оплошность!

Под словом чтиво я имела в виду-чтение книги.

смотрите, какую гениальную идею выдали украинцы:
/Электронная петиция к Президенту Украины Петру Порошенко об ответственности депутатов всех уровней перед избирателями путем сложения полномочий в месячный срок, при невыполнении предвыборных обещаний набрала более 25 тыс. подписей./

а то все сильны одними обещалками:) теперь задумаются, надеюсь:)

Там предлагается, что не депутаты, а КАНДИДАТЫ в депутаты должны сложить полномочия в месячный срок, если не выполнят предвыборных обещаний.

А также президент и мэры.

Вот, сами почитайте:

"Кандидати у депутати всіх рівнів, а також мери і президент повинні скласти з себе повноваження у місячний строк, якщо вони не будуть виконувати свої передвиборчі обіцянки"

https://petition.president.gov.ua/petition/12531

Уж не знаю, какие полномочия у кандидатов в депутаты, но при избрании в депутаты они уж точно кандидатами быть перестают, автоматически лишаясь всех полномочий. Так что согласен, формулировка действительно гениальная.

Эх...как пелось в песне, есть у революции начало, нет у революции конца...








Edited at 2015-10-18 14:27 (UTC)

"Другой путь" - первое впечатление

Прочитал - в электронном виде. Положив рядом "Аристономию" - в бумажном виде. По-моему, "Аристономия" была посильнее. Тема "Другого пути" намного сложнее, и Григорий Шалвович справился с ней с меньшим успехом, как я думаю. Хотя беллетристическая часть (Акунин) написана с традиционным блеском (кроме последней главы). Когда я ее читал, почему-то захотелось перечитать "Невыносимую лёгкость бытия" Милана Кундеры. Что я и сделал. Сравнивать, конечно, нельзя - как "Девушку и смерть" Горького с "Фаустом" Гёте :) Но моей жене я настоятельно посоветовал побыстрей прочитать и то, и другое. Чтобы потом до хрипоты спорить. С ней мы прожили 47 лет и знаем внутренний мир друг друга до мельчайших нюансов. Сейчас нам по 69 лет. Надеюсь, ещё поживём сколько-то лет вместе.

Вообще и "Другой Путь", и "Аристономию" необходимо внимательно прочитать уже потому, что они принадлежат к жанру "романа идей", ставшему редкостью в русской литературе. И не просто "принадлежат", но действительно поднимают важные вопросы и пытаются ответить на них.

По большому счету все книги ГШ в какой-то степени принадлежат к этому жанру. За обманчивой обложкой развлекательной беллетристики в каждой из них прячется обсуждение важных концепций. Просто в романах "Аристономия" и "Другой Путь" автор впервые делает акцент именно на размышлениях, не скрывая этого от читателя.

Жанр "романа идей" является мало разработанным и потому трудным жанром. Рассуждать о чем-то на протяжении десятков страниц, не потеряв внимание читателя - непростая задача. Даже Льву Толстому это не всегда удавалось. Мы часто приводим в пример толстовских персонажей и цитируем его короткие афоризмы, вроде того, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Но длинные авторские рассуждения Толстого мы цитируем редко. Концепции же, обсуждаемые автором в "Аристономии" стали предметом общественного обсуждения и частью российской культуры. Про "Другой Путь" делать выводы пока рано, но думаю, что и обсуждаемые в нем идеи окажут на российскую культуру заметное влияние. И в этом плане романы следует признать успешными.

Если же говорить о критических замечаниях и пожеланиях, то, на мой взгляд, брести по миру идей, глядя на него занудным взглядом Клобукова, скучновато. Миру идей в обеих книгах не хватает того, чем так привлекает акунинская беллетристика: захватывающей читателя коллизии, интересного взаимодействия характеров, загадочной и увлекательной детективности сюжетных линий.

Ведь мир идей - невероятно увлекательный мир. Идеи живут полной драматизма жизнью, воруя друг у друга, мошенничая, подменяя понятия, вступая в интимную связь или, наоборот, в жестокую войну друг с другом, с политикой, с религией, с национальной культурой, с древними инстинктами человека, с достижениями и представлениями науки. Идеи рождаются и умирают, реинкарнируют в другие идеи, на первый взгляд неузнаваемые, но хранящие в себе душу предыдущих. Распутывать детективные хитросплетения мира идей - невероятно увлекательное и весьма полезное занятие, помогающее более трезво взглянуть не только на волнующие нас ответы, но и на сами вопросы.

Мне кажется, что для добросовестного, но философски наивного Клобукова такое распутывание является не вполне посильной задачей. Чтобы мир идей по-настоящему засверкал и всерьез увлек за собой, роману нужен либо более состоятельный в интеллектуальном, духовном и эмоциональном плане персонаж, либо - более многомерный формат, вовлекающий в сюжет, помимо Клобукова, других персонажей, не похожих на него, но тоже философствующих, ищущих ответы на экзистенциальные вопросы и вступающие в интересное взаимодействие друг с другом или по крайней мере с окружающей реальностью. Чтобы они вели философский спор если если не между собой, то хотя бы с читателем и с автором романа.






Edited at 2015-10-19 15:10 (UTC)

Другие герои тоже рассуждают. Например священник.
Да в общем то и все герои, так или иначе перекликаются с рассуждениями в клетчатой тетради. Вроде бы там что то упоминается, какая то проблема или явление и вот дальше герой или ситуация которые ее иллюстрируют.

Edited at 2015-10-19 18:03 (UTC)

>>>> Чтобы мир идей по-настоящему засверкал и всерьез увлек за собой

.... надо в другую историческую эпоху. В Москве 1920х годах могла быть только одна идея - как выжить любой ценой. Переносить туда даже разговор о любви нелогично, уж очень нелюбовное место и время.

Edited at 2015-10-19 16:53 (UTC)

Вы неправы. Трудные времена - лучшее и самое важное время для философских размышлений. Роман "Мастер и Маргарита" - яркий тому пример. И время то же, и тема та же.

на Земле должны быть запрещены вообще любые войны, под какими бы красивыми лозунгами они не начинались! хороших, умных, добрых войн не бывает! пора человечеству становиться цивилизованным и работать головой и сердцем, а не дубиной.

вот картинка, на которой четко видно, где живут цивилизованные люди:


а это международная организация, которая объединяет миллионы в их стремлении к цивилизованному мируhttps://www.avaaz.org/

присоединяйтесь!

Edited at 2015-10-22 07:56 (UTC)

А как это практически будет осуществляться? Вот, к примеру, пересекло государственную границу и летит что-то неопознанное и явно военное в вашу сторону. Сбивать его или не сбивать? Или, например, толпа экстремистов громит госучреждения. Применять по отношению к ней вооруженную силу или нет?


по больному резанула фраза:

Я бы хотел жить в России, в которой Пушкин и Мандельштам доживают до восьмидесяти, а Бродский и Набоков не должны уезжать в Америку

”Владимир Мирзоев

Время горячих войн кончилось – они безобразны, разрушительно, очень затратны и….абсолютно не эффективны. Что мы и видим прямо сейчас.
Что получит Сирия вне зависимости от «победителя» - жуткую разруху и нищету на годы. Если так выглядит победа….А что получила РФ после попытки разрушить Украину?

Наступило время экономических войн на основе высоких технологий, кто не понял – проиграл, даже не вступая в битву. Они бескровны, но очень требовательны – драйв, шевеление мозгами, никаких поблажек лени – и ты на коне, но есть еще очень важное условие успеха – толерантность, умение идти на компромисс, уважение к другим и благожелательность, взаимодействие, взаимопомощь.
Мир экономически уже един, значит? Всем хорошо только при условии, что все его части гармоничны и эффективны. Сильные помогают стать сильнее слабым, и это в свою очередь полезно сильным. Казалось бы – это так просто и понятно, а, подишь ты, сколько еще делается глупостей….

Именно поэтому не только по моральным, но и по экономическим соображениям время горячих войн кончилось!

Как действовать – начать с продвижения этой идеи в ООН, на всех саммитах, в мировых СМИ, на ТВ, т.е. доходчиво объяснить всё вышесказанное населению и правительствам.

После принятия решения на уровне ООН, перестать торговать оружием!!! Оставить лишь минимальный «оборонный» комплект вооружения. Всех нарушителей подвергать наказанию экономическими санкциями.
В случае какого-нить местечкового путина, который решит плевать на законы – тут же прервать все отношения со страной агрессором, арестовать ВСЕ их активы, ввести жесточайшие санкции и открыть границы для беженцев (быстро оборудовать лагеря на границе), но!!! не вступать в вооруженный конфликт и всячески доводить до пострадавшей стороны, что им нужно выводить население из опасной зоны.
Применять нелетальные виды оружия для борьбы с агрессором – они существуют!
А затем заставить агрессора заплатить по суду за все разрушения и компенсации жертвам.

Как думаете, после этого долго проживет агрессивная сторона? И захочет ли кто-то еще повторить такой опыт?


Edited at 2015-10-23 08:08 (UTC)

Иными словами, власть над миром предлагается безо всяких войн передать тем, кто владеет мировыми технологиями и контролирует мировую экономику. Именно они будут цивилизованно и мирно делить правителей на прогрессивных Порошенко и реакционных Асадов. И соответственно, либо давить санкциями, либо помогать деньгами, квалифицированными кадрами и контролируемыми ими технологиями.

Отличная идея!

Вот видите: вы убедительнейшим образом доказали, почему России надо не пустой околополитической мышиной возней заниматься, а изо всех сил создавать мощную экономику, опирающуюся на современную науку и технологии.

Вроде либерал, а как всё правильно объяснили.

Вот и я прочитал Другой путь. Книга понравилась больше, чем Аристономия. Мирра Носик нарисована довольно живо. Клобуков менее осязаем.

Клетчатую тетрадь я бы вообще исключил. ГШ исходит из того, что серьезный писатель должен быть Носителем Знания и Транслятором Идей http://borisakunin.livejournal.com/2014/03/05/ Я думаю иначе. На мой взгляд, серьезная литература отличается собственно качеством литературы. А идеи должны быть вплетены в ткань художественного повествования. Несмотря на вечную актуальность темы, Трактат о любви показался скучным, неуклюжим и тяжеловесным.

Еще бы я исключил постельные сцены, не получаются они у ГШ.

Зачем исключать? Пусть ГШ тренируется, оттачивает мастерство. И рассуждать, и описывать интимную близость в серьезном романе - дело очень трудное. В первом случае легко соскользнуть в занудство, во втором - в поверхностную эротику, имеющую мало общего с глубокой литературой. А значит, нужно развивать оба жанра, поднимать их планку.

Экую хохму нашёл!

Суть, казалось бы, та же, а вот только отдельно-взятые моменты переписаны под другой стиль. Когда они попадаются, читается смешно. Особенно, если более-менее помнить, как оно было в оригинале.

Пример:

"Он умер на моих очах, этот странноватый и противный государь".

Вместо:

"Он погиб на моих глазах, этот странный и неприятный господин".

И ещё пример:

"Кирилл Александрович, лишь что превозносивший плюсы Фандорина, без каких-то приветственных слов, резко и, как мне показалось, неприязненно востребовал:

- Поведайте, что для вас понятно про доктора Линда и вообщем про всю эту историю.

Вошедший наклонил голову, вроде бы давая осознать, что вопросец ему понятен, но произнес совершенно не то, чего же от него ожидали. Взор его прохладных голубых глаз, скользнув по лицам сидячих, тормознул на листке бумаги, лежавшем среди стола."

Вместо:

"Кирилл Александрович, только что превозносивший достоинства Фандорина, без каких-либо приветственных слов, резко и, как мне показалось, неприязненно потребовал:

– Расскажите, что вам известно про доктора Линда и вообще про всю эту историю.

Вошедший наклонил голову, как бы давая понять, что вопрос ему понятен, но сказал совсем не то, чего от него ждали. Взгляд его холодных голубых глаз, скользнув по лицам сидящих, остановился на листке бумаги, лежавшем посреди стола."

http://refsurf.ru/2803017714.html

думаю, это важно знать, он не сломался, как нас убеждали раньше (написать на себя - это не предательство):
/Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью — по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти после вскрытия архивов). Для отчётности написали, как положено: расстрелян, похоронен в общей могиле. Мейерхольд НЕ подписал бумагу о троцкистском заговоре, в котором якобы участвовали Эренбург, Леонов, Пастернак, Катаев, Эйзенштейн, Шостакович и многие другие — и их не тронули. После пыток он подписал бумагу только на СЕБЯ, чем страшно разозлил НКВД-шников./

я не осуждаю и тех, кто сломался после нечеловеческих пыток, не всякий может быть сверх-человеком...

Жадная и требовательная публика, наверное, может порой раздражать писателя. Но без нее ему было бы не для кого стараться.

А чтобы публика становилась изысканнее и умнее, её надо потихоньку воспитывать.

В девятнадцатом веке этим занимались популярные в ту пору литературные салоны и жанр литературной критики.

А в последнее столетие социальная база читающей публики кардинально изменилась, литературные салоны и обсуждения захирели как жанр, и авторы в конце концов стали воспитывать публику одними только своими книгами.

Это никому не идет на пользу. Публика заглатывает новые произведения, почти не жуя, и проглоченное очень плохо усваивается. А авторов это часто вынуждает фокусироваться на количестве литературной продукции, и на многие важные вещи у них уже не остается времени и сил.

Зато теперь всё становится иначе. Появился Интернет и блоги. Которые на новом витке развития потихоньку возрождают традиции литературных салонов, литературной критики и окололитературной публицистики.

Мне кажется, лет через двадцать авторский блог станет полноценным коммерческим продуктом. Может быть, даже более популярным, чем традиционные литературные формы: романы, повести, рассказы.

Ведь если задуматься, то публика читает книги не в последнюю очередь ради возможности таким образом пообщаться с автором.

И на формате публикации литературных произведений это наверняка отразится. В девятнадцатом веке многие литературные произведения публиковались не целиком, а постепенно, по главам. Публика эти главы читала и устраивала обсуждения. Литературная критика выступала в роли модераторов и вдохновителей обсуждения. А авторы иногда комментировали в ответ. Думаю, что приходит время возрождения этих традиций. И публика будет потихоньку развиваться, и авторам с публикой будет становиться намного интереснее и комфортнее.


Спасибо за ссылку. Очень понравилось, больше чем обычно. Искренне, содержательно и спокойно. ГШ был в ударе.

Edited at 2015-10-25 23:43 (UTC)

По поводу любовной линии в русской литературе –
Как говорит Паола Волкова – у нас настоящих мужчин нет и быть не может, т.к. у нас не было трубадуров и культа служения прекрасной даме (даже Блоковская, как вы помните – дефилировала вечерами в ресторан, или кабак?:) а в реальности и вовсе оказывалась актриской.

И в русской литературе невозможна герцогиня Германтская, лишь княгиня Лиговская…и то с трудом.
Нет традиции.
Достоевский превратил её в скучающую невротичку, а Толстой и вовсе отправил стирать пеленки.

А процесс этот обоюдозависимый, нет трубадуров, и с дамами….тоже возникает напряженка:)
А уж на советском пространстве женщина, это… идеологический соратник, а и не прекрасная, и не дама, ну а о постсоветском и говорить страшно…

"у нас настоящих мужчин нет и быть не может, т.к. у нас не было трубадуров и культа служения прекрасной даме"

Мало ли где чего не было. На Западе, вот, не было ни православия, ни порожденной православием великой духовной культуры. И в результате ни Толстого не было, ни Чехова.

И Запад совершенно не терзается по этому поводу комплексом неполноценности.

А среди высококультурных россиянок слышатся стенания: не хотим всей этой православной якобы духовности и якобы жертвенности! Хотим пусть и чисто внешних и поверхностных, но таких милых нашему сердцу признаков рыцарственности и трубадурственности!

А средневековый кованый пояс верности впридачу не хотите? А легенды о Синей Бороде вас на тревожные мысли не наводят?

Воспитанные православной культурой высокой жертвенности российские мужчины то и дело оставляют своим женам при разводе всё, что у них есть.

А западные "традиции рыцарства" совершенно не возбраняют ни многолетних бракоразводных процессов с дележом каждого цента и пенса, ни ожиданий, что прекрасная дама, въехавшая в дом доблестного рыцаря, начнет оплачивать половину расходов, связанных с совместным проживанием.

Почему же россиянки не ценят русских мужчин, часто благородно оставляющих им всё, что имеют - и ценят западных мужчин, готовых годами судиться со своими бывшими женами и впрягать своих прекрасных дам в тяжелую повозку совместного быта?

Вы, скажете, что дело в том, что воспитанные веками православия русские мужчины оставляют женам обычные скромные квартирки в хрущевках, а западные - довольно часто владеют виллами и яхтами, за которые с этими трубадурами, рыцарями и воплощениями настоящего мужчины не грех и копья скрестить в зале судебных заседаний?

Фу, как цинично.




Edited at 2015-10-26 13:33 (UTC)

/Мало ли где чего не было. На Западе, вот, не было ни православия, ни порожденной православием великой духовной культуры. И в результате ни Толстого не было, ни Чехова./

это немного о другом. я говорила о культурных традициях - рыцарство, культ пр. дамы, возник во времена, когда Русь только складывалась как гос-во, сильно отставая в культурном отношении.

позже это перетекло в куртуазность и соответствующую литературу, опять же, миновав нас, только при Петре что-то стало внедряться, причем, с трудом (политесы:). и только в конце 18-го века, а по существу в 19-м возникла и наша литература, т.е. с огромным опозданием, но....невероятно бурно, гении один за другим, но вернуться и восполнить пропущенное невозможно, этого пласта у нас просто нет. а культура складывает национальный характер со всеми вытекающими.

пыталась вспомнить персонаж, тянущий на пр-ю даму, Татьяна?, не получается, кодекс дамы не позволяет предлагать себя....:)

/порожденной православием великой духовной культуры./ - это сильное преувеличение, были и Фома Аквинский и Сведенборг и т.п., я уж не говорю о тысячелетиях(!) буддийской духовности.

Как я уже написал выше, традиции рыцарства и культа прекрасной дамы не мешают западным мужчинам судиться с бывшими женами за каждый грош. А обделенные куртуазностью российские мужчины сплошь и рядом оставляют все, что имеют, бывшим женам. Благодаря православным традициям духовности и высокой жертвенности судиться с бывшими женами за барахло в России считается постыдным. А на куртуазном Западе - нет.

К сожалению, те же традиции духовности и высокой жертвенности сильно мешают российским мужчинам преумножать свое богатство, не испытывая чувства вины. Стяжательство в православной культуре не приветствовалось. Приветствовалось служение близким людям, Родине и Богу.


Edited at 2015-10-26 16:37 (UTC)

еще один список прекрасных людей, или....презираемых Алексом либералов:
https://navalny.com/p/4514/
ГШ, конечно, в нем, спасибо!

Презирать интеллигентных, талантливых и неравнодушных людей было бы странно.

Но, когда эти люди собирают стотысячные митинги в защиту Пусси Райот, а митинги в поддержку науки, образования, сельского хозяйства и социальной сферы набирают всего несколько сотен человек, становится по-настоящему страшно за судьбу страны. И вспоминается начало 1990-х, когда тысячами банкротились промышленные предприятия, и сотни тысяч ученых, профессоров, инженеров покидали Россию, - а упомянутая вами интеллигентная и неравнодушная публика громко радовалась обретенной ею свободе от "тоталитарного режима".

К сожалению, интеллигентные, неравнодушные и смелые люди своей благородной "борьбой с тиранией" не раз ввергали страны в чудовищные катастрофы, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести и ощущая свою полную правоту.

Достаточно вспомнить кровавую русскую революцию, столетие которой мы скоро будем отмечать.

И в то же самое время Европа наполнена монархиями вроде Англии, Швеции или Норвегии, где смелая и неравнодушная публика не устраивала катастроф национального масштаба. И ничего, живется там гораздо интеллигентнее, спокойнее, благополучнее и богаче, чем в России.

Чтобы протестовать и воевать большого ума не надо.

Зато умение сосуществовать с не похожими на тебя людьми и сообща с ними строить интеллигентную и цивилизованную жизнь - важный и к сожалению не всем подаренный талант. Те, у которых он есть, живут хорошо и счастливо. А те, у кого его нет, всю жизнь сражаются.

Сериал Метод

В своем интервью ГШ сказал, что самое интересное из того, что последнее время происходит в кино, это сериалы. Вообще-то я сериалов обычно не смотрю, они требуют слишком больших затрат времени. Да, честно говоря, ничего особо хорошего и не видел. Из зарубежного могу выделить только Твин Пикс. Да и то, примерно серий восемь первых, т.е. тех, в создании которых принимал участие Дэвид Линч. Но вот недавно мои друзья мне сказали, что по первому каналу вечером по воскресеньям будут показывать сериал нового интересного режиссера Юрия Быкова Метод. Я начал смотреть. Пока показали четыре серии (по две каждое воскресенье). Это действительно очень интересно. И где-то именно в стиле Твин Пикс. Но должен предупредить, что сериал не просто только для взрослых, но и для людей с достаточно крепкой нервной системой.

Re: Сериал Метод

я вообще мало смотрю фильмов (большинство современных просто терзания старых надоевших сюжетов), а тем более сериалов.
но этот сериал Родина/Homeland - посмотрела, там интересны и психологические проблемы и сама работа ЦРУ, уже такой момент - беспилотник показывает буквально крышу дома и людей на улице, а кто-то за тысячи км принимает решение послать бомбочку точно в эту цель....

мир стал таким маленьким и таким уязвимым(((

Замечательно!! идем покупать))

Украденные поцелуи

Трактат о любви вызвал у меня воспоминания о замечательном фильме Франсуа Трюффо Украденные поцелуи. Там любовь легко и свободно изображалась методами искусства. Настолько легко и свободно, что во время просмотра даже не ощущалась серьезность темы. Но в фильме многообразие любви показано с сочувствием и без выставления оценок: такая-то любовь просто Настоящая, а такая Настоящая Настоящая. Мне такой подход больше импонирует.

видели? /Рутрекер может быть заблокирован для пользователей из Российской Федерации./- качайте всё, пока не заблокировали.

кстати, -Абб.Даунтаун уже есть 2 серии 6 сезона.


Edited at 2015-10-29 12:54 (UTC)

Re: писатель про писателя

Хорошо Прилепин ругается. Весело.

Жалко только, что в России талантливые люди много ругаются между собой вместо того, чтобы сообща поговорить о чем-нибудь полезном. Причины социально-экономического успеха разных стран мира обсудить, например.



?

Log in