Previous Entry Поделиться Next Entry
Золотой нос, или Трудности перевода
borisakunin

Всё началось с Трулльского собора, постановлениями которого оперировали эксперты обвинения по делу несчастных «кощунниц». Что за труляля такое, заинтриговался я и полез искать.
         В Хамовническом суде упоминались  62-е и 75-е правила почтенного церковного съезда, состоявшегося в 691-692 годах нашей эры.
         Правило № 62 в кратком каноническом пересказе звучит следующим образом: «Еллинских обычаев удалятися, личин на ся не налагати, и плясания не творити». Так, с этим ясно.
         Правило № 75, которое тоже нарушили осужденные преступницы, вот какое: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное».
         Там было принято еще много всякий мудрых решений, на том соборе. Например, правило № 11 запретило христианам под страхом отлучения дружить с иудеями, лечиться у них и в особенности (почему-то) ходить с евреями в баню. Думаю, если бы следствие работало добросовестней, то запросто могло бы обнаружить у злодеек среди друзей какого-никакого еврея, опять же есть дантисты, гинекологи. В общем, недоработка.

1
Кто из нормальных христиан станет с ними дружить? Бр-р-р…

Но я пишу пост не про Pussy Riot и даже не про Трулльский собор. Как я уже сказал, с этого всё только началось.
         Меня (я ведь историк) заинтересовали политические обстоятельства, при которых происходил собор. И, в частности, кто был инициатором созыва этой роковой конференции. Роковой – потому что ее решений не признал папа римский, и с этого момента начался серьезный конфликт между западным и восточным христианством, впоследствии завершившийся полным разрывом.
         Так я открыл для себя византийского императора Юстиниана Второго - это он постановил собрать церковных иерархов, дабы восстановить религиозную дисциплину и пошатнувшееся благочестие.

2
Золотой Юстиниан

Пожалуйста, не путайте этого Юстиниана  с великим реформатором Юстинианом Первым (482 - 565). Разница между ними еще больше, чем между Петром Вторым, который ничего не успел сделать в своей коротенькой жизни,  и Петром Первым.
         Юстиниан Второй Риномет как раз много чего натворил (и помимо Трулльского собора). Это один из самых омерзительных правителей всех времен и народов – а у истории в данной номинации, как вы знаете, конкуренция очень жесткая.
         Он стал базилевсом в шестнадцатилетнем возрасте, правил десять лет и даже по тем суровым временам отличался невыносимо гнусной жестокостью. Подобно Иосифу Сталину, он любил отправлять в ссылку неугодные народы, которые в пути вымирали от голода и болезней. Однажды после поражения в войне с арабами император приказал умертвить семьи воинов того отряда, который обвинил в неудаче. При этом Юстиниан считал себя ревностным христианином и еретиков с сектантами предавал сожжению.
         Еще хуже были императорские фавориты, министр финансов Феодот и казначей патриархии Стефан, которые занимались прямым вымогательством: хватали богатых людей и пытали их до тех пор, пока не заплатят выкуп. Настоящей властью в стране обладала эта парочка эффективных менеджеров. Однажды они даже приказали выпороть вдовствующую императрицу, мать Юстиниана, и тот ничего, стерпел.
         В конце концов произошло то, что должно было произойти – бунт. Временщиков прикончили, кесаря свергли и отправили в ссылку.
         Но еще через десять лет изгнанник вернулся, приведя с собой чужеземное войско, и снова захватил трон.
         Тут-то и начинается поразительное. Второе правление Юстиниана Риномета прямо-таки заворожило мою писательскую фантазию, а заодно пробудило воспоминания о прежней профессии.
         Когда-то я перевел с японского роман Юкио Мисимы «Золотой Храм». Там главный герой, препротивный мальчишка, страдающий сильным заиканием, предается грезам о власти: «…Начитавшись   исторических   романов,   я   воображал   себя могущественным и  жестоким  владыкой.  Он заикается и поэтому  почти  всегда молчит, но как же трепещут подданные, живущие в постоянном страхе перед этим молчанием, как робко  заглядывают в лицо своему господину, пытаясь  угадать, что их  ждет, - гнев или милость? Мне, государю, ни к чему  оправдывать свою беспощадность гладкими  и звучными  фразами, само мое  молчание  объяснит  и оправдает любую жестокость.  С наслаждением воображал я, как одним движением бровей  повелеваю  предать  лютой казни учителей и одноклассников, мучивших меня в гимназии».
         Очень возможно, что герой романа прочитал какой-то роман о базилевсе Риномете (что по-гречески означает «Безносый»). Дело в том, что после свержения мятежники отрезали деспоту нос и язык. Вместо носа император стал носить золотой футляр, но язык заменить было нечем. Поэтому в период реставрации рядом с Юстинианом всё время находился толмач, умевший понимать мычание правителя и переводить его приказы. Приказы эти были чудовищны, фантазия калеки – причудлива и ужасна. Первое правление Юстиниана вспоминалось теперь подданным как утраченный рай.
         Ну, месть обидчикам – это, как говорится, святое. Хотя, конечно повесить на стенах всех офицеров столичного гарнизона (переводчик, наверное, десять раз переспросил, правильно ли он понял) – это перебор. С патриархом тоже получилось некрасиво: ладно отрезали нос и язык, это с учетом личных страданий кесаря по-человечески понятно - но выколоть главе церкви глаза и замуровать живьем в стену? Как-то оно все-таки не comme il faut. (Представляю, сколько времени мычал и жестикулировал Юстиниан, чтобы объяснить этот свой креатив). С двумя императорами, успевшими поцарствовать во время его ссылки, триумфатор поступил изящнее: не сразу казнил, а сначала поунижал - во время праздничных игр на стадионе положил их наземь, наступил ногами на головы, любовался ристалищем и слушал, как толпа поет 90-й псалом: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».
         Однако праздник мести закончился, начались будни, а безъязыкий  задавал переводчику всё новую работу. Хроника рассказывает, что тиран очень любил черный юмор. Осчастливит чиновника назначением на высокую должность - и тут же посылает вдогонку палачей. Сёрпрайз! Или пригласит кого-то на пир, да и подсыпет яду. Тот корчится, орет - смехота! Еще очень любил обласкать кого-нибудь на аудиенции, а потом «му-му» переводчику - человека в мешок, да и в море.
         Если какая-нибудь выходка вызывала чрезмерное возмущение, всегда можно было свалить ответственность на толмача: не так-де понял, скотина. Назначали нового переводчика, старого – сами понимаете куда. И всё шло как прежде.
         Целых шесть лет золотоносый немой так измывался над своими рабами, пока один из телохранителей таки не оттяпал отцу Трулльского собора его гнилую башку.
         Во всей этой удивительной истории мне почему-то больше всего жалко переводчиков. Наверное, из-за того что я когда-то сам работал синхронистом, переводил разных начальников и в конце концов был изгнан с этой нервной должности за одно ужасное faux pas. Но о собственном опыте по части трудностей перевода расскажу как-нибудь в другой раз.



Спасибо за рассказ, даже про такое чудовище в Вашем исполнении читать интересно!

(Удалённый комментарий)

Re: Читать правила Соборов, увлекательно

Да, действительно интересно :)

(Удалённый комментарий)
Это один из самых омерзительных правителей всех времен и народов – а у истории в данной номинации, как вы знаете, конкуренция очень жесткая.

Вот уж точно.

Интересная деталь - а отбывал ссылку Юстиниан в Херсоне

Ещё и бессонницей там, поди, мучился?

Только не приравнивайте Христа и Его евангелие к христианам и церковной истории.

А чё и не приравнять?

Ну, Вы насмешили. Да, в 2-х тысячелетней истории человечества оно только и делало, что приравнивало христиан, церковь и его историю к Христу. Кто Христос? Бог. Церковь чья? Божия.

А всех тех, кто вроде Вас пытался делать разделение, предавали анафеме, а то и чему похуже (читайте Акунина, этот пост).

Но, что касается Христа, то тут тоже не все чисто. Коротко не скажешь, но смысл такой, что проповедовать легко, хорошо бы проповедям не делаться оружием в руках негодяев. Христос сделал это? Нет. Более того, уже в его речах есть гневные слова осуждения людей, которые не с ним. Так, а чего Вы на церковь-то обвинения возносите? Она Учителю следует.

Евангелия при прочтении их свежим взглядом откровенно говорят о своем дидактическом характере. Это не действительная история некоего Иисуса из Галилеи. Это сказка, художественно обработанная (что очевидно) в расчете на определенную публику (которой и сейчас полно), пытающаяся сказать что-то, а что, трудно сказать. По мне так просто собрание нелепостей, виртуозно замаскированное под что-то поучительное и высокоморальное.
Никакой дурак не подставит щеку, никто не любит врагов, не отказывается от матери, детей и остальных, чтобы идти "за Ним". То есть, если таковые шизики и появляются, то соответственно и расцениваются.

Иисус понарассказывал сказок о Царстве Божьем, те, кому он это рассказывал (малые мира сего, то есть олухи царя небесного) уши развешали, а Церковь воспользовалась. И правильно. Ну, как было упустить такой момент?

(Удалённый комментарий)
Вот они - комплексы, комплексы!! И покопаться нужно в прошлом,в детстве, чтобы объяснить настоящие поступки

Точно. В детстве. В детстве ему надо было нос и язык отрезать, а заодно и руки с ногами. Не было бы никаких поступков. А то, Император, Император, вот, он им и показал, кто император. Правда объяснить не мог. Языка не было, а через переводчика, много наобъясняешь?

Да уж... А я то возмущаюсь, когда оплату задерживают, ругаюсь...)
Моим бедным коллегам приходилось гораааааздо хуже!
Кстати напомнило о другом толмаче, из "Иван Васильевич меняет профессию".

(Удалённый комментарий)
Не хватает только изящного завершения "А раз Юстиниан такой злодей, значит плясать в церкви можно!".

(Удалённый комментарий)
Как хорошо, что есть такие телохранители.
Как жаль, что терпят они так долго.

Нашему Януковичу надо нанять подобных.

у группы "Двойной Фёдр" есть песня "Трудности перевода", признание в любви Скарлетт Йоханссон. И там есть такие строчки:
"Так давай забьём на трудности перевода,
И просто с тобой помолчим"

В свете Вашей записи эти слова звучат уже как-то иначе:)

Как я понял, именно Трулльский собор окончательно разделил католиков от православных. Поэтому на него и ссылаются. Если бы его не было, ссылались бы на более ранние.

Вы неправильно поняли. Католиков и Православных разделил не Трулльский Собор, а период иконоборчества, который продлился 150 лет. Единственная высшая богословская школа осталась в Константинополе, а ездить учиться к еретикам западные епископы и священники не хотели. ЗА это время церковная жизнь Востока и Запада сильно разошлись, утратили единство. Да, ересь иконоборчества потом была преодолена, но Восток и Запад уже шли разными путями, и формальное разделение уже было только вопросом времени.

Edited at 2012-10-29 10:24 (UTC)

Попытаюсь пофантазировать (с проф. точки)

"и в особенности (почему-то) ходить с евреями в баню"
Причиной, по всей вероятности, являлось обрезание, которое могло вызвать у правоверного христианина, никогда ранее об этом не подозревавшего, по меньшей мере неподдельный интерес. Как в старом анекдоте - "ну, во-первых, это - красиво"

Edited at 2012-10-29 09:55 (UTC)

Re: Попытаюсь пофантазировать (с проф. точки)

Причина - что бы не осквернится! Вообще, что бы понять что и как нужно знать огромный контекст того времени! Будем наедятся что ГШ профессиональный историк и "не сядет в лужу" в новом поекте посвященном столь отдалённым временам!

Византийская изощренность. Там и не такое бывало.
Но разве не умел писать безъязыкий Император?

я тоже всё время об этом задумывалась

Переводить молчание - это высочайшее мастерство, нанотехнологии уже.
А вообще, умение молчать вместо выяснения отношений - ценное качество, особенно для женщин. Просто молчи, и сам придет и все о себе расскажет, потому что это будет настолько противоестественно, что он затрепещет, и будет ему страшно!

ГШ, раскройте пожалуйста секрет: безносый злодей в "Девятном спасе" родился под впечатлением Юстиниана? (простите, не помню, был ли он немым)

Мама дорогая, неужто правда в Хамовническом суде ссылались на правила 691-692 годов? Это куда ж мы катимся?!
А про "ужасное faux pas" ужасно интересно узнать! :)

Не думаю, что такие ссылки имели место, а если и имели, то суд их учитывать был не обязан. Суд обязан руководствоваться законами России, а они все четко прописаны. Я дело не читал, но думаю, что в решении суда есть масса нелепостей. Приказали посадить. Посадили. А, по сути дела, сажать-то не за что.

(Удалённый комментарий)

Re: Эдакая, загогулина...

У императора была дочь от первого брака и как минимум один сын от второго. Неужели никто в семье мужа и отца не распознал бы?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

А яблоко-то от яблони:

Юстиниан был сыном Константина IV, который приказал отрезать носы своим младшим братьям, чтобы по традиции они были непригодны для императорского трона, так как были лишены чести, дисквалифицированы. (Милая семейка)

провласный пост :)

Уважаемый Автор, подобные ваши творения представители власти скоро начнут использовать себе на пользу - делать ссылки и говорить: "Не жалуйся, народ! У нас все еще огого как прекрасно, вот наглядный пример, тем более от вашего любимого писателя!"
:)

Re: провласный пост :)

Так оно так и есть. Мы, дураки, протестуем, а живем на самом деле как в раю. Вы, может быть, мечтаете о революциях, а мне они ни к чему. Я историю хорошо знаю, знаю, чем все эти невинные шалости кончаются.

Вот, кстати, парадокс истории. Юстиниан Второй был потомком Ираклия, поистине великого императора, избавившего Империю от другого отвратительного узурпатора - Фоки. А его потомство закончило тем же...

Это как раз не парадокс, а закономерное развитие монархии. Насколько я знаю, в истории не было случаев, чтобы какой-либо император, обладавший превосходными человеческими качествами, смог передать эти качества по наследству (конституционные монархии, где монарх по сути ничего не решает - не в счет).

Re: я ведь историк

Уважаемый ГШ! Спасибо за рассказ. Я всегда испытывал огромное уважение к историкам и особенно к тем, которые наделены спосбностью эти истории рассказать нам в форме романов! Но как вы думаете почему на Руси на этот жанр всегда смотрели подозрительно??
Помните у Чехова - Нина так и осталась неученой, всю жизнь писала каракулями и читала одни только исторические романы

Edited at 2012-10-29 10:28 (UTC)

Re: я ведь историк

Ключевое слово "романы". Романы - ложь. Ну, как Дюма. А исторические сочинения сейчас отличные есть. Вот, я Никонова прочел о Наполеоне. Весьма был впечатлен. Бушкова о Екатерине 2. Отлично. кое-что проверял. Правду пишут (в основном).

Хорошо, что в РФ нет прецедентного права. Но, все же вряд ли стоило давать пищу для возможного очередного обвинения столь пытливым следователям.

Прецедентное право действует только в области местного законотворчества. На законы не данного государства оно не распространяется. Да, думаю, там, где оно есть, возможности применения прецедентов в праве оговорены. А, то, что у нас нет прецедентного права, скорее печально. Хотя... В нашей стране неизвестно, к чему бы оно привело.


Я нашла связь между Юстинианом Вторым Безносым и Пусси Райот. Опальный император бежал из Херсонеса в Фанагорию (Керчь), где нашёл приют у хазарского кагана(хана). Но хан вскоре замыслил недоброе и решил выдать Юстиниана. Тот задушил подосланных ночью убийц и в чём мать родила бежал. Так он "бегал и убегал" (по выражению студентов переводчика Бузыкина), пока не оказался в греческой бухте Симболон (ныне БАЛАКЛАВА).
По моим предположениям, именно там какая-то добрая женщина связала несчастному скитальцу эту шапочку, чтобы скрыть отсутствие носа))

(Удалённый комментарий)
Да уж, гнусный был тип, этот Юстиниан Риномет.

?

Log in