Previous Entry Поделиться Next Entry
Лица, которых больше не бывает
borisakunin


     Ничего, если я еще покатаюсь на любимом коньке – порассуждаю про старые (на этот раз самые старые) фотографии? Пугать покойниками не буду, не бойтесь.


     Когда-то я уже писал, чем меня так интригуют антикварные снимки. Знаю, это звучит по-дурацки, но для меня они являются несомненным доказательством того, что прошлое действительно существовало. Портреты, сделанные живописцем, интересны мне, только если мастер особенно хорош или объект чем-то прославился.  Но в любой фотопортрет 19 века я могу вглядываться подолгу. Это материальная тень человека, запечатленная на пластинке. Всё, что осталось от давно завершившейся жизни.
     Чем старее карточки, тем они мне милее. Поэтому больше всего я люблю самые первые портреты - дагерротипические.

1
В ателье дагерротиписта


     С них смотрят (чаще всего прямо на меня) лица двух типов.
     К первому относятся те, которых больше не бывает. И таких большинство.
     Мы очень изменились за полтора с лишним века, потому что сильно эволюционировала жизнь. Из-за нездоровой диеты, слабо развитой медицины, необустроенности быта люди выглядели иначе. Была другая мимика – люди меньше улыбались и не играли в приветливость. Хуже ухаживали за кожей. Были заметней следы перенесенных болезней. Раньше старели. Острее ощущали хрупкость бытия. И так далее, и так далее.
     Лица, которых больше нет, выглядят, например, вот так:

2
home.manhattan.edu                                                 www.theswedishtiger.com                                                      www.flickr.com


     А таким, наверное, был портрет Настасьи Филипповны, поразивший князя Мышкина:

3

     Сейчас подобные фамм-фаталь перевелись. Нынешние выглядят совсем иначе.

     К той же категории - снимков из другой жизни - принадлежат курьезные фотографии, свидетельство перемены нравов и представлений об интересном.

     Вот железнодорожный рабочий Филиас Гейдж гордо показывает штырь, которым вышиб себе глаз и продырявил башку. Травма сделала Гейджа знаменитостью – он выжил после уникальной по тем временам черепной операции.

4
1848 г.        boingboing.net

     А это звезда фрик-шоу - «Бородатая Леди из Женевы»:

5


     Фотошоп 19 века: явление призрака. Обратите внимание на волосы дыбом.

6


     Первая «обнаженка» появилась сразу же, как только камера научилась снимать людей. О, какой был спрос на этакие пикантности!

7
1839 г.

     (Из этой демонстрации рахита, между прочим, впоследствии произрастет вся эротическая индустрия).


     Весело разглядывать откровенно постановочные кадры – они были в большой моде.

8
Урок географии. 1850. susielovesphotography.wordpress.com


     Ниже – самый ранний отечественный фотопортрет. Сахарозаводчик и любитель всяческих новинок вроде дагерротипии А.А.Бобринский (между прочим, внук Екатерины Великой) изображает высокого интеллектуала:

9


    
     Со снимками людей, которых больше не бывает, всё ясно. Я рассматриваю такие карточки с любопытством или с улыбкой – без щемящего чувства, без грусти. Дела давно минувших дней. Жили старинные обыватели - какой-то совсем другой жизнью, отличной от нашей. Померли. Вырос лопух. Ну и земля пухом.

     Иное дело лица второго типа: как у нас с вами. Сегодняшние. Нечасто, но попадаются и такие. Всякий раз мне становится не по себе. Как будто злые чары похитили живого человека, посадили под стекло, и он смотрит оттуда, безгласный и беспомощный.
     Иногда мне, правда, кажется, что пленникам хорошо там, на потускневшем снимке, и они вовсе не стремятся вернуться. Так что, может быть, чары и не злые.

     Я сейчас покажу вам такие лица.

     Это самый первый – вообще первый - фотопортрет (1839 г.). Человек по имени Питер Корнелиус снимает сам себя.

10
Вы видите, что он живой? Я – вижу.
          


     Посмотрите на бабушку с внуком.

11

     Похожи на ряженых из малобюджетного костюмного телесериала, где экономят на кастинге. Сейчас съемка закончится, они переоденутся в нормальную одежду и уедут домой на метро. А между прочим, старушка (София Айрленд ее звали) 1773 года рождения…


     Три берлинские девочки из 1843 года:

12

     Верхняя и особенно та, что справа, - чинные старинные медхен. А слева сидит непонятно как туда угодившая моя племянница Ася. Правда, не безобразничает, как в обычное время. Дядю фотографа, наверное, стесняется.


     У мужчины внизу что-то не то с прической и бант привязан, очевидно, для прикола. А так – хоть сейчас в московский «Жан-Жак», двойной эспрессо пить и читать новости по ай-паду.

13



     А на эту романтическую даму я смотрю и думаю, что лет в пятнадцать вполне мог бы в нее влюбиться, как влюбляется в дагерротип юный герой моего романа «Белллона»:

14

     Это Дороти, сестра фотографа Джона Дрейпера. Бедняжка не мигая смотрела в одну точку 65 секунд (чем, вероятно,  объясняется магичность взгляда), и за свое долготерпение вошла в историю: это первый в мире женский фотопортрет (1839).


     От нас с вами, конечно, останется гораздо больше вещественных доказательств того, что мы когда-то жили. Мы ведь только и делаем, что щелкаем друг друга. Наши цифровые портреты не пожелтеют и не потускнеют.
     Интересно только, какими покажутся наши лица далеким потомкам? Своими или чужими? Понятными и близкими - или такими, которых больше не бывает?


 

Я представляю, что Настасья Филипповна была покрасивее, чем предложенная Вами, Григорий Шалвович. Вот последний портрет (а точнее первый!) сестры фотографа больше для нее подходит, по-моему.
Что до "ню", так такие фото - лучший способ отвратить тогдашних мужчин от "греховных" мыслей)))

тогдашние мужчины, в отличии от нынешних, глянцем и фотошопом избалованы не были. были привыкшие к обычным женщинам того времени, без пластических операций. и без спортзалов

Среди "лиц, которых больше нет" без труда опознал двух знакомых из соседней деревни и одну примелькавшуюся медийную личность.

и мне одна личность из троих очень знакома в этой жизни :)

Самая замечательная особенность старых дагеротипов - они намеренно стилизовались под живописный портрет. Точно выверенная композиция, внимание к деталям - техника изображения ушла вперёд, а взгляд через камеру остался классически манерным. Это как первые фильмы - они снимают театральную постановку. Отсюда - мгновенная узнаваемость.
Что останется от нас? Ничего, если электричество кончиться.

Питер Корнелиус просто великолепен. Остальные какие-то застывшие ( наверное дооолго готовились к съемке ). А этот портрет похож на нынешние. Даже странно как у него так получилось.


Edited at 2013-04-07 07:25 (UTC)

А потому что он не позировал. С напряжением смотрел: получится снимок или нет?

Да, любопытные фотографии. Такие в инстаграммах нонче не водятся.

А меня вот поразили цветные фотографии 18 века, которыми какойто русский фотограф-экспериментатор занимался, сейчас уже не помню его ФИО. Удивительные ощущения: цветные фотки крепостных крестьян, пейзажей и городских ландшафтов того времени. Просто чудо!

Люблю разглядывать старинные фотографии. Острее чувствуешь всю суетность и иллюзорность человеческого бытия. И вспоминается часто эпитафия: "Мы были как вы! Вы будете как мы!"

Была в офисе у друзей, они занимаются печатью подретушированных и отделанных фотографий на холстах. Вот там я увидела множество лиц, которых не бывает. Мужчины с хирургически натянутой кожей. Женщины с одинаковыми губами и носами. Толпа людей с одинаковой линией роста волос надо любом, точно в одном магазине покупали парики - герои пересадки волос. Многие с неестественно расширенными зрачками и странно блестящими глазами. Женщины, конечно же, все детских размеров, с воздушными фигурами шестнадцатилеток, лицами на вечные двадцать пять и с паспортом за сорок. Оказывается, именно такие в подавляющем большинстве ходят в фотосалоны и делают парадные портреты, а потом размещают их везде, где только можно. Остальные тихо хранят снимки дома в компьютерах.
У моей прапрабабушки было шестеро дочерей. Снимков двух из них осталось - море. Вот они гимназистки, вот институтки, вот ка курорте, вот просто каждая в новой шляпке. Снимков двух других - штуки по три. На документы да на групповой семейной фотографии. Снимков двух последних нет ни одного. Хотя все были одинаково привлекательны. Просто кому-то нужно было наряжаться, сидеть в очереди к фотографу, терпеть долгий процесс фотографирования, не всегда удачного, а потом хранить бережно эти карточки.
Мне кажется, что у любителей пофотаться вообще не самые типичные лица. Что тогда, что сейчас. Поэтому мне лично интереснее старинная хроника, куда люди попали в кадр случайно. И там гораздо больше лиц, которые абсолютно, как наши. Только вот сами люди были сильно меньше ростом )))

А мне все кажутся живыми. Переодеть, изменить прическу и - добро пожаловать в 21-й век:) Тоже обожаю разглядывать старые снимки!

Питер Корнелиус и 3 девчушки ни дать ни взять из рекламы какого-нибудь Беннетона!
И главное, да, живые! Как раз после ваших "мертвячков" еще и фильм "Другие" вечером шел с Николь Кидман. Брррррррррр

Категорически не согласен

Лицо человека, его мимика,зависят только от наличия мышц головы. А мышцы головы, мимические мышцы, какими были, такими и остались.
Одухотворённость человека, отражённая на лице, тоже не изменилась. Люди были и одухотворённые и ничтожества. Как и сейчас. Лично для меня старые фотографии интересны исключительно нарядами. Мой отец прекрасно фотографировал, и учил меня делать снимки тогда, когда человек не совсем ожидает, что его снимают. Даже когда готовится к снимку, то всё равно надо подловить момент, когда он ещё не в «образе». Можно сделать несколько снимков и выбрать более жизненный. На современные (+советские времена) снимки накладываются стереотипы поведения, что никоим образом не может служить почвой для выводов об обстановке, в которой эти снимки делаются. Много снимков делалось не для передачи той исторической атмосферы. Современное фотоискусство просто несравнимо с тем «внедрением в жизнь» новых изобретений.

Верхняя из трёх берлинских девочек реинкарнировалась в Инну Чурикову.

"те, которых больше не бывает"

Вот наконец-то я поняла, чем же меня так раздражают современные "исторические" фильмы!! Лица ДРУГИЕ!! Чувствовала, что не могу поверить, а почему - не понимала.

Было ощущение, что вот обычные люди нарядились в костюмы и играют в "ту жизнь". Правда, тех лиц больше нет...

о,как Вы правы!совсем как у Жванецкого:и даже у лошадей наши морды(монолог"Большие трудности у киношников")

Спасибо.
Жаль Пушкин чуть не успел запечатлеться. Зато Наталью Николаевну уже можно увидеть.
Ладно одежда, прически другие...Мысли! У них был совсем другой быт, другие заботы...Куда они отравились после съемки? Кто ждал их за дверью?
Берлинские девочки совсем не изменились. По-другому подстриглись и сменили платья на джинсы. И эти девочки еще как безобразничают! Фотограф просто извелся, расставляя их для кадра. Родители пригрозили страшным судом, и девочкам проще притихнуть, чем бороться со взрослыми. Наглые чертенята мерцают в глазах.

Edited at 2013-04-07 08:02 (UTC)

Как же, есть и у Пушкина даггеротип. Хотя, может и подделка. http://leprosorium.livejournal.com/79232.html

(Удалённый комментарий)

1916 г Свадьба

Конечно, этому фото нет и 100 лет, но если не знать, чья это такая скромная свадьба - то лица мне тоже кажутся вполне современными.

http://humus.livejournal.com/- отсюда фото

Мария Федоровна - обычная мама на свадьбе у дочки.

Edited at 2013-04-07 08:20 (UTC)

Re: 1916 г Свадьба

Свадьба, конечно, скромненькая - все ж-таки гусарский ротмистр женится. Правда, всего лишь на сестре милосердия...

ну отчего ж нет? аВы-то сами в цилиндре и в сюртуке-визитке на аватарке-эдакий вполне г-н Лаврецкий,а мой муж иногда бывает похож на вот того господина в первом ряду справа.
А идеальная дама-одно лицо с моей двоюродной бабушкой-болгаркой(тоже ушедшей в мир иной)

Спасибо,Григорий Шалвович.

ккстати подписалась на сайт retroatelje тут,в ЖЖ -очень интересно

Мне кажется, что антропологи не согласятся с ГШ в существенном изменении внешности человеческих типов за два века - слишком маленький это срок для изменений с точки зрения эволюции. Взять ту же Настасью Филипповну 19 века, отвести к современному визажисту и через два часа её уже будет не отличить от современной фамм-фаталь

согласятся. ГШ прав. люди стали здоровее и выше

а Настасью Филипповну прежде чем к визажисту вести, к стоматологу надо. с зубами тогда вообще катастрофа бьіла. по ньінешним понятиям. думаешь, чего она с закрытым ртом улыбается?

Больше спасибо за такой пост. Со всеми этими современными улыбающимися фотографиями, начинаешь ценить непостановочные живые снимки. Григорий Шалвович, а как вы относитесь к инстаграму, не любите, наверное?

попадаются и такие...

А мне кажется, что весь секрет второй серии снимков - в прорисованности глаз! Обратите внимание на эту деталь... Именно из-за этого фото и кажутся живыми! На первой серии эта деталь практически отсутствует...

(Удалённый комментарий)
Изложенные Вами выводы о строении тела, пропорциях и особенностях иммунитета- это не много не мало тема отдельных диссертаций. Не находите? И даже если таковые существуют в природе, то это лишь доказывает безграмотность этих «специалистов».

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Понравился сахарозаводчик. Совершенно современный персонаж.
Олигарх, типа того, который сделал запись в своем дневнике: "сегодня весь день читал пейджер" Много думал.
)))

Edited at 2013-04-07 09:03 (UTC)

Обладая несметными богатствами и будучи принят по-родственному при дворе, А.А. Бобринский непрестанно трудился. Вставал затемно, ложился заполночь. Овладел десятком рабочих профессий, любую работу на своих сахарных заводах умел делать лучше опытных мастеров, досконально разбирался в технологии сахароварения, каждую машину в поле и на завода знал до винтика. Условия для рабочих и крестьян создавал беспрецедентные - социальное обеспечение, школы, медицинское обслуживание и пр. Жаль, мало было подобных ему в России.

ДВЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ

1. Хочется верить, что существуют "фотографии" всей жизни человечества; то есть цивилизация, контролирующая нашу эволюцию, наверняка фиксирует свои эксперименты. Возможно поэтому, для акунинской истории могут появиться отличные документальные иллюстрации.
2. Последние сто лет - это гигантский цивилизационный прыжок, обусловленный прежде всего открытием электричества. В позапрошлом году я работал с трехмерным принтером - он делает предметы. Думаю, лет через пять в каждом доме будут стоять "трехмерные фотографические скульптуры".И это совсем не предел!

Не вижу вашего поста в ленте, через фб пришла.
Интересно, что самострельных луках и на автопртретах художников всех времен одно и то же выражение: напряженное и глаза косят

мне очень нравятся снимки Веры Холодной. Не думаете про нее что-нибудь написать? :)

меня больше всего поражает спрос на уродства. такие вот бородатые леди, или карлики, люди с тремя руками - они ведь пользовались огромной популярностью и неплохо зарабатывали.
такая бородатая женщиной ощущала себя примерно как счас - звезда экрана, какая-нить джоли или лопес

У Финиаса Гейджа была очень интересная история. Этот штырь пролетел через его голову (в результате взрыва) и опустился на землю лишь через 25 метров. При этом Финиас Гейдж приехал к доктору в сознание и даже шутил. Проблемы увидели потом..
http://en.m.wikipedia.org/wiki/Phineas_Gage

?

Log in