?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Неспетая песня
borisakunin
     Когда я готовился писать книжку «Летающий слон» (об авиаторах Первой мировой войны), у меня собралось множество любопытного материала о русских «летунах», как их тогда называли. Судьба одного из них вполне тянет на отдельный роман, причем совершенно по моему профилю - из жанра «в эту ночь решили самураи». Уже ясно, что со своей «Историей Российского государства» и прочей мегаломанией романа этого я не напишу, поэтому вот вам неспетая песня моя.

1
И.Е.Репин. «Борис Акунин истребляет файлы».

    ...Братья Терлецкие, Константин (р. 1887)  и Лев (р. 1895), были настоящими детьми ХХ века – больше всего на свете любили технический прогресс. Константин бросил юридический факультет, чтобы поступить в Морской корпус и стать подводником, плавал на неуклюжих страшных субмаринах (про них я как-нибудь тоже напишу), потом стал известным конструктором и создал  первую советскую подводную лодку «Декабрист».
     Лев посвятил жизнь небу. Он воевал на той кровавой войне, которую сначала именовали «Отечественной», а потом забыли, потому что следующие войны оказались еще ужаснее. Я не нашел его имени  в списке российских асов и георгиевских кавалеров, но судя по дальнейшей карьере это был летчик от бога.
     В отличие от старшего брата, он не нашел общего языка с Советами. Служил в Белой армии. Эмигрировал в Америку. С такой, как сказали бы сейчас, остроактуальной специальностью Лев Филиппович, в отличие от большинства изгнанников, сумел найти хорошую работу – в только что созданной авиакомпании «Пан-Американ». И через некоторое время стал самым лучшим ее пилотом. Звали его теперь Leonard или Leo.

2
Настоящая American dream, а не компания
                                   
     Любопытная для романиста деталь: судя по воспоминаниями, капитан Leo Terletsky был очень странным человеком. На земле – «настоящий европеец», «само очарование», но в воздухе превращался в истерика, орал на экипаж, никому не давал расслабиться. Один из сослуживцев утверждает, что прославленный пилот до смерти боялся летать. Такие люди есть: их вечно тянет к тому, чего они больше всего страшатся, и очень часто на этом поприще они достигают лучших результатов, чем остальные. (Известно, например, что доблестный воин Генрих Наваррский перед каждым сражением трясся от ужаса, но эта слабость лишь заставляла его искать самые опасные места в бою и приводила к победе).
     Боялся Терлецкий высоты или нет, но он был первым из первых. В 1928 году одержал победу в спортивном перелете Лос-Анджелес–Цинциннати. В 1937 году снова попал в газетные заголовки, когда спас от гибели свой самолет, угодивший в густой туман над Сан-Франциско. Все, кто был на борту, девять пассажиров и восемь членов экипажа  (вот ведь были времена) уже попрощались с жизнью, но капитан сумел посадить самолет на воду.
     С 1936 года «Пан-Ам» открыл рейс из США в Китай (см. афишу наверху), через Гавайи, Гуам и Манилу. Выполнял полеты самолет М-130, так называемый «Гавайский клипер», самолет-амфибия, настоящее чудо тогдашней техники.

                   
     Командовали такими гидропланами только самые опытные пилоты, а у Терлецкого к тому времени уже было налетано девять тысяч часов.
     29 июля 1938 года клипер Терлецкого с пятнадцатью людьми на борту взлетел с Гуама, взял курс на Манилу – и перестал выходить на связь, когда до Филиппин оставался всего час лета. Поиски были долгими и упорными, в них участвовали пятнадцать (!) военных кораблей и даже стратегические бомбардировщики.

4
    
     Безрезультатно. Ни следов, ни обломков в океане – ничего.
     Пропавший самолет искали не только из-за пятнадцати человек. На борту был секретный груз, о котором не писали газеты: три миллиона долларов наличными для Чан Кайши (это по-современному миллионов сто).
     Загадка исчезновения так и осталась нераскрытой. Возможно, просто случилась авария (хотя погодные условия были терпимые). А может быть, произошло нечто совсем другое. В общем, есть разгуляться где на воле – в смысле, беллетристу.
     Версия первая, конечно, - японская разведка. Коварные дети микадо запросто могли сбить самолет, чтобы деньги не достались Гоминьдану. А могли и увести клипер истребителями – чего зря миллионы-то топить. (И в первом, и во втором случае участь Терлецкого и его спутников была бы одинаковой).
     Вторая версия - китайские «триады». Среди пассажиров был некий Чон Ван-сун, владелец манильского ресторана. Ух, подозрительный.

5
Он справа. Слева его брат, между прочим летчик

     Хорошую версию можно было бы развернуть с самим Лео Терлецким. Командира все обязаны слушаться. Якобы аварийная посадка на заранее присмотренном пустынном острове. А там уже ждет роковая женщина, стюардесса. Потом их видели в Париже, на Вандомской площади у магазина «Картье».

6
Глаза хитрые. И обратите внимание на злодейские усики.

     Хотя я бы, наверное, назначил злодеями двух ученых-биологов, которые были среди пассажиров: профессор бактериологии и специалист по патологии растений.  А что? Летят себе в уголочке два тихих ботаника, никого не трогают, говорят про цветочки…

     Эх, какой роман пропал!


два тихих ботаника

ага.. Я считаю, что это наиболее правдоподобная версия. Ибо. Сама цветоманьяк, общаюсь с такими же цветоманьяками и прекрасно знаю, что за нужный нам отросточек или череночек, или семечку чего-нибудь редкого можем сделать всякое непредсказуемое.. А тут мало того, что самолет-амфибия, это ж сесть может возле любого острова, а там знаете сколько редкостей? А если они еще и про кучу денег услыхали.. То это просто стотыщ килограмм в тротиловом эквиваленте непредсказуемости...

Re: два тихих ботаника

Ботаники - страшные люди. Это точно.

(Удалённый комментарий)

Еще версия

Шпионский роман мог неплохой получиться: давнее знакомство Романова с Терлецким еще с Первой мировой -> Сталин заинтересовался самолетом-амфибией и дал указание внешней разведке украсть для скопирования «Гавайский клипер» -> вербовка Октябрьским Терлецкого (шантаж судьбой брата, игра на ностальгии, роковая красавица-стюардесса-комсомолка из Мытищь) -> операция внешней разведки: СССР - самолет, Терлецкому - деньги, Чан Кайши - дулю; -> и т.п.
Эх, жаль, что эта "песня" осталось неспетой

Классик "Репин" поработал на славу, только неправда вышла: ведь и файлы-то тоже на горят! Кто знает: может быть, так и сказал бы сегодня Михаил Афанасьевич Булгаков...

В ЖЖ все горит - но не все сгорает.

Вот если бы Гоголь таким же образом сжжег вторую часть «Мертвых душ», по крайней мере сюжет был бы общих чертах известен. Взял бы его, например, Достоевский и творчески переосмыслил.

Зачем сбивать-то?

Ниндзя в камуфляже под цвет фюзеляжа приклеился к самолёту ещё на аэродроме, во время полёта высверлил отверстие, пробрался вовнутрь (за ором Терлецкого его никто не услышал) - или нет, пустил усыпляющий газ, сам в противогазе перехватил управление... но один за весь экипаж не справился, и самолёт, обречённо завывая моторами, ухнул в Тихий океан, и сия пучина поглотила его в один момент.
...Пузырь воздуха, вырвавшийся на поверхность, лопнул, оставив на волнах что-то блестящее - пробирку с таинственной жидкостью, которую вёз профессор бактериологии...

прочитал пост, появилось ощущение, как будто понюхал хороший коньяк или нарезал дольками лимон (апельсин)...
вроде бы не пробовал, но накатили приятные ощущения

Я тоже знаю парапланериста, который боится высоты, один из лучших пилотов в Твери.

А мне нравится версия с Лео Терлецким.

Подобные истории в период освоения (завоевания) воздуха были не редкость. Мне сразу вспомнилась судьба Амелии Эрхарт.

>...Потом их видели в Париже...< Надо же, буквально вчера, посмотрел блокбастер Кристофера Нолана "Темный рыцарь: Возрождение легенды" финал фильма был именно такой.

С одной стороны, грустно, что такая история не превратилась в книгу. С другой – уверен, что если среди "пропавших" книг значатся такие, то среди написанных будут ещё более интересные.

А счастье было так возможно, так близко...

Но теперь мы остались без увлекательного романа.
Буду надеяться хоть на интересную повесть из ИРГ.


Вот уж действительно, какой роман пропадает! Григорий Шалвович, пишите скорее свою "Историю", а потом к беллетристике вернетесь! Ведь сколько таких сюжетов у Вас еще в "заначке"? :)

Осмелюсь предположить, что "История" будет катастрофически интересной) Катастрофически - потому что все мои дела рискуют потерпеть крах, ибо будут простаивать, ожидая пока я "начитаюсь".

(Удалённый комментарий)
Можно и инопланетян подключить и какую-нибудь дыру во времени:)

Да, самолеты и без этого отлично ломаются и в океан падают.
И зачем инопланетянам именно этот самолет уничтожать? Уничтожать, так все человечество. Они такие. (Это я читал "Вторжение с Ганнимеда" Филипа Дика.)
И история с кражей денег или диверсией японцев не проходит. Багаж с деньгами ведь провозился в тайне. Утечка маловероятна. А у Акунина всегда дело с правдоподобностью обстоит четко.

Для преступления нужна мотивация, зачем успешному летчику терять все – работу, с необходимым ему для счастья чувством страха/риска, известность, популярность у дам (наверняка!) ради…. кучки денег, с которыми потом придется прятаться всю жизнь и забыть о небе?
Маловероятно. Женщина? Ценой в 3 млрд? такую спецслужбы не пропустили бы в ходе расследования!

А вот его вечный страх, это, возможно, запрограммированная в подсознании – гибель, в какой-то момент могло сработать, какая-то случайная ошибка – удар о воду, если большая трещина в корпусе, самолет мог просто затонуть, не оставив обломков, хотя я не спец, конечно…. Понятия не имею, как это происходит.
Захват самолета истребителями? Это не происходит мгновенно, он успел бы сообщить, даже сбитый самолет не падает мгновенно. И… следы падения?

Захват изнутри? Это более реально, но для этого нужна группа, т.е. свидетели, что-то когда-то просочилось бы… да и самолет не иголка, где-то же он должен был сесть? Опять свидетели.

В общем, нужно подключать экстрасенсов :)

В 40+ лет у мужчин начинается процесс демеялинизации фронтальной части мозга.
А точнее, нейроны ответственные за сдерживание импульсов (те что говорят, "не трахай студентку, - хуже будет") теряют меялиновую оболочку и функционируют так же как они функционировали у подростков, когда эти нейроны еще не успели ее обрести в достаточном количестве.
Отсюда и старая пословица: "седина в бороду бес в ребро". Пилоту было 42 года.

(Удалённый комментарий)