?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Про вытекшее сакэ и сбежавшую кошку
borisakunin
     Продолжаю свою доморощенную штудию природы гениальности. Хочу обратить ваше внимание еще на одну загадку.
     Есть талантливые художники (давайте сосредоточимся на гениях от искусства, с ними проще), которые с возрастом портятся, а есть такие, которые к старости становятся только лучше. В чем секрет?
     Не могу передать, до чего меня расстраивает, когда режиссер, снявший мои любимые фильмы, или писатель, очень многое для меня значивший, старея, начинают производить всякую постыдную бяку.
     Я немало ломал голову над этим досадным явлением  и вот к какому выводу пришел (прошу прощения, если изобретаю велосипед, как это со мной иногда случается). Мне кажется, что здесь, так же, как с гениальностью, нужно различать два разных вида таланта.
     Очень часто яркий расцвет креативности совпадает с физиологическим расцветом. Такой талант можно назвать «гормональным». Это цветок пышный и красивый. То, на что не хватает ума или вкуса, художник запросто добирает чутьем, энергетикой, «химией», обаянием (бывает, что и отрицательным). Но в пожилом возрасте гормоны буйствовать перестают, верхнее чутье ослабевает, и остаются только технические навыки, которые, конечно, не пропьешь, однако от них и не захмелеешь. И выясняется, что вчерашний кумир неумен, нравственно несимпатичен, скучно тиражирует былые находки или же пускается в эксперименты, за которыми тягостно наблюдать. «Гормональный» гений очень похож на ослепительную красавицу, вся прелесть которой заключается во внешности и секс-магии. Старушки этого сорта часто являют собой депрессивную картину и, когда используют средства, которые когда-то безошибочно срабатывали, выходит только хуже.

1


     Для того, чтобы талантливый художник сохранил свою силу, необходимо, чтобы она опиралась не только на тестостерон, но еще на разум и сердце. Такой режиссер снимет свой лучший фильм и на седьмом десятке, как Ингмар Бергман, и даже на восьмом, как Акира Куросава. А если почувствует, что устал, то вовремя остановится, поскольку хватит ума и такта. Вершины мастерства Лев Толстой, на мой взгляд, достиг  в повести «Хаджи-Мурат» (1904) и всё, ушел из большого спорта.
     Среди «гормональных» гениев и талантов тоже встречаются люди, столь требовательно относящиеся к своему дару, что, почувствовав, как он ослабевает, навсегда уходят из искусства. Например, Артюр Рембо. Все свои стихотворения, произведшие революцию в поэзии, он написал до двадцати лет, а потом сменил род занятий и до самой смерти больше не написал ни строчки. Есть такая жестокая разновидность гениальности – когда талант ярко вспыхивает в пору пубертата, а потом бесследно пропадает.

2   
Юный гений и просто мсье Рембо

     Или вот Юкио Мисима. Я много лет занимался этим писателем и очень высоко ценю его литературное дарование. Но он не был умен, вкус его часто скатывался в вульгарность, про моральные качества даже и говорить не хочу (на его совести жизнь молодого парня, которого писатель утащил за собой на тот свет). Но Мисима относился к писательству в высшей степени серьезно - как к Пути. Я уверен, что он ушел из жизни в 45 лет, потому что почувствовал: кувшин треснул, сакэ вытекло. Именно такое впечатление на меня производит его финальная тетралогия, которую он замышлял как главный литературный шедевр всех времен и народов: очень красивый, затейливо разукрашенный сосуд, но пустой. Писатель закончил работу над рукописью и в тот же день ушел из жизни, устроив шумный хеппенинг –тоже своего рода художественное произведение, оказавшееся поэффектнее тетралогии.

3
К сожалению, только это про него и помнят. (Не пугайтесь, тут Мисима пока тренируется)

     Если почувствовал, что твое сакэ вытекло, делать харакири не нужно. На свете столько всяких интересных и достойных занятий помимо творчества. Только не лови черную кошку в помещении, где ее больше нет, и уж во всяком случае не мяукай за нее – все равно никого, а главное себя, не обманешь.

Интересно, но позвольте с автором не согласиться.

У вас, Борис Шалвович, почему-то ни разу не сказано, что гениальность достигается упорным трудом. Есть такое правило 10 тысяч часов - чтобы что-то освоить в совершенстве, надо этим заниматься 10 тысяч часов. Поэтому стать гением в музыке или живописи или в футболе куда реальнее, если начинаешь с раннего детства. И потом неустанно оттачиваешь навыки. У вас про это ни слова: будто ты либо одарен от рождения, либо нет. И все - рожденный ползать летать не может. А как же ростки гениальности в каждом?

То же и с ослаблением таланта. Вы призываете заканчивать с творчеством, если талант истощился, что в высшей мере странно. Ведь это значит больше не работать над собой, сдаться, отделаться отговоркой, что "сакэ вытекло". Я, конечно, не достиг еще вашего возраста и не знаю, что бывает с окончанием физиологического и творческого "пубертата", но мне кажется дело не в этом. Гении скатываются в бездарей, если начинают упиваться собой, почивать на лаврах, окружать себя подхалимами и отдаляться от тех, кто им помогал стать кем они стали. Вот.

очень жаль таких, которые перегорают
у вас в Любовнице Смерти был такой юный поэт
перегорел бы, небось

Интересно, есть ли примеры наоборот: гормоны успокоились - тут-то сакэ и забурлило!..

Страшно подумать, что Пушкин, Есенин, Высоцкий и многие гении, прожившие не более 40 лет,оказались бы, проживи они до старости, такими вот "гормональными гениями"

Пушкин - не думаю. А Высоцкий... не мог бы он прожить больше. Бо гормоны не только творчеством расходовал...

Как то это звучит... очень лично....
"Меня терзают смутные сомненья"...

"Не пугайтесь, тут Мисима пока тренируется" (с)

"и уж во всяком случае не мяукай за нее"
очень понравилось

Название еще удачнее - сразу представилась кошка, которая сбежала, выпив всё вытекшее сакэ

Есть люди кторые могут творить только в голоде и холоде. Как только их признают, как только им дают зарплату, у них тут же пропадает вдохновение.

Вот и я об этом подумала! Как метко заметил как-то мой папа, "художник должен быть голодным". Было бы здорово, если бы про этот феномен ГШ тоже написал:)

Вовремя уйти, не навязывая себя кому-либо (в том числе миру), - вообще отдельное умение. Тут надо быть отдельным гением - гением уместности и адекватности оценки.

Я читала Мисиму в Вашем переводе, очень понравилось, вернее, заворожило, потому что к депрессивным сочинениям Мисимы слово "понравилось" не очень подходит.

Так, видимо, произошло и с Россини. В 37 лет он перестал писать оперы. И сосредоточился на кулинарии. Просто его саке не вытекло, а перелилось в другой сосуд.

Может он просто не рискнул пойти в другом музыкальном направлении, начать с нуля?

Я правильно понял, что это реплика в адрес телеразборок Евтушенко с Бродским?

Никаким образом это к спорам тупоконечников и остроконечников (по меткому определению А. Архангельского) отношения не имеет.

Мне кажется, разница здесь в личностных качествах.

Человек трудолюбивый и пытливый будет постоянно развиваться, совершенствоваться, пробовать себя в новых областях.

Человек ленивый остановится на достигнутом и будет остаток жизни переливать из пустого в порожнее.

Для меня величайшим примером пытливого гения является Шекспир.
Начал с комедий и хроник, причем оба жанра становились у него все трагичнее, пока не синтезировались в великие трагедии и "проблемные пьесы", такие как Гамлет, Троил и Крессида, Отелло, Король Лир...

Шекспир продолжил писать трагедии, но они становились все слабее, герои и темы начали повторяться: Кориолан, Тимон Афинский...

В какой-то момент он остановился и переключился на совершенно иной жанр, в котором никогда прежде не работал: романтических сказок, начав практически с нуля, рискуя растерять публику.

Перикл и Цимбелин относятся к его слабейшим пьесам. Зато в Зимней Сказке и особенно в Буре он внпвь достиг вершины мастерства.

Edited at 2013-10-28 11:10 (UTC)

Я думала, что талантливые люди пишут картины, книги, чтобы выразить себя, в первую очередь, выплеснуть то, что невозможно сдержать, это им самим необходимо. По крайней мере это существенная часть мотивации творчества, ну , у гениев так точно! И пусть не нравится публике, сам-то он не может и хочет иначе. По мне, так только такой художник и интересен, а не тот, который в первую очередь озабочен тем, достаточно ли он умный, демонстрирует ли он идеальный вкус, и вообще как он со стороны еще хорош?! Фу, гадость!

Подмала про Бондарчука и Шилова. Они всё выплёскивают и выплескивают и не могут и не хотят иначе, несмотря на то, что публике не нравится и со стороны выглядит убого. Значит, они гении? (Бондарчук к тому же сумел выплеснуть за гос. счёт). Мне лично хочется им сказать словами Пруткова: "Заткни фонтан".

мне кажется, что "не гормональные гении" - просто обладают большим внутренним содержанием, им долго есть,что сказать. То же касается и красавиц: если только мордашка, то не надолго, если умная, то...

Извините, нельзя ли харакири убрать под кат?

твое сакэ вытекло, делать харакири не нужно

именно!меня расстраивают именно любимые режиссеры

твое сакэ вытекло, делать харакири не нужно

Пора эти имена произнести уже наконец:
Говорухин, Михалков (и брат его Кончаловский тоже какой-то.. сервильный стал).
Бондарчук-мл. здесь не подходит, он нормальным и не был.

Edited at 2013-10-28 11:10 (UTC)