?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Но только в Портленд воротиться…
borisakunin
     У меня когда-то была зачитанная до дыр книжка, которая называлась «Корабли-призраки». От всех других призраков эти отличаются тем, что они не только страшные, но и красивые.
     На днях в баскском городе Бильбао я видел такой призрак: очень красивый и очень страшный.

1


     Начну с красоты,  про страшное – потом.
     Как во всякой истинной красоте, их тут две: явная и неявная. Для первой достаточно зрения, для второй потребно знание.

2
Внешнюю красоту описывать нечего, лучше просто полюбоваться


3


     Но неявная красота, то есть история этого корабля, впечатляет еще сильней.


     До того как превратиться в призрак, трехмачтовый фрегат был мечтой – стопроцентно реализовавшейся и оттого особенно удивительной.
     Двадцать лет назад в Питере жил один необычный человек, который больше всего на свете любил паруса и парусники. И возникла у этого человека совершенно безумная фантазия: воссоздать в натуральную величину первый русский фрегат «Штандарт», построенный Петром Великим в 1703 году. И чтоб реинкарнация «Штандарта» не стояла у невской набережной украшением или, упаси боже, плавучим рестораном, а ходила в дальние походы, маневрировала против ветра, палила из железных пушек – в общем, жила нормальной фрегатской жизнью.

4
Петровский «Штандарт» (гравюра 1705 г.)

     Кто видел Питер начала девяностых, помнит, каким тогда был город: запущенным, нищим, криминальным, несчастным. Какой к черту «Штандарт»?
     Владимир Мартусь (так звали чудака) затеял строительство, имея на руках неастрономическую сумму в десять тысяч долларов. Когда деньги закончились, по ночам подрабатывал «бомбилой».
     На пустыре обглоданной селедкой торчал каркас несбыточной химеры. Кто-то потешался, кто-то крутил пальцем у виска.

5
Молодой Мартусь и его потешная мечта

     Но красивая мечта всегда обладает мощной энергетикой, которая делает невозможное возможным. Понемногу появились соратники, помощники, волонтеры. Через шесть лет корабль был достроен, спущен на воду – и, вопреки ожиданиям скептиков, не потонул, а оказался вполне мореходным. Почти десять лет «Штандарт» радовал питерцев и ходил по европейским морям.

6
Мартусь уже немолодой. Мечта осуществилась

     А теперь перехожу от красивого к страшному.
     Живет в нашем царстве-государстве тыщу лет чудище стоглавно, и всех тех глав никому не перечесть. Как пишут в летописях, имя им Легион, отец же их Сотона. Головы эти произрастают в бесчисленных приказах, коллегиях, министерствах и ведомствах. От Сотоны положен им наказ: не допущать ничего живого, а ежели где прорастет – искоренять.  И вот некая голова, которая решает, кому можно плавать по морям, а кому нельзя, на десятом году «Штандартова» бытия вдруг постановила, что надобно эту небылицу искоренить, потому что у фрегата количество горючих материалов на квадратный метр превышает допустимую норму для металлических судов (что, мягко говоря, неудивительно), а деревянных парусных судов такого большого размера голова своим стандартом не предусмотрела. «Штандарт»  постановили заарестовать и в оковы заковать.
     Но мечта, даже материализовавшаяся, - субстанция трудноуловимая. Фрегат расправил паруса и упорхнул за линию горизонта. Ищи его, свищи.
     С тех пор вот уже четвертый год сей летучий ингерманландец кочует по европейским портам, не рискуя заходить в воды сурового отечества.
     «Штандарту» везде кроме Родины рады, всюду приглашают, дают бесплатную стоянку, помогают с починкой. Фрегат участвует во всевозможных морских шоу и празднествах под российским триколором.

7
Это он сражается с британским «Индевором», кораблем капитана Кука

     На свете точных копий кораблей XVIII века очень мало, всего семь или восемь. Каждый обошелся в кучу денег, каждый считается у себя в стране чем-то вроде национального достояния. Есть, слава богу, и у нас такой. Демонстрирует русский флаг. Вызывает восхищение. О том, что этот корабль – невозвращенец, иностранные люди не догадываются.
     Жизнь у «Штандарта» трудная. Иногда ему удается сняться в кино, но это бывает редко. В основном судно существует за счет добровольных пожертвований, а их негусто. Капитан Мартусь живет прямо на корабле, в крошечной каюте. Экипаж все время меняется. Любой желающий может поплавать на «Штандарте», записавшись во временные матросы. Вот здесь описано, как это сделать.
     Я посидел, поговорил с командой. Почти все очень молодые, треть - девушки. Я пил ром и грустил, что мне много лет и что вся моя жизнь расписана по часам; что мне уже не лазить по реям, не дрыхнуть в раскачивающейся под низким потолком «люле», не плевать табачной слюной в волны Бискайского залива. А к мечте, дорогая Фрези, я пристать никак не могу. Поздно.
     Всё это я пишу вот к чему, если вы еще не поняли.
     У нас в стране сегодня не так много вещей, которыми мы можем приятно удивить остальной мир. Одна из них – вот этот бегущий по волнам праздник под русским флагом. Трехмачтовый красавец-фрегат, память о Петре Великом и славном прошлом российского флота, нашему государству ни за чем не нужен. Так может быть, в очередной раз обойдемся в хорошем деле без государства? Мы ведь к этому уже привыкли.
     Давайте поможем «Штандарту», пусть себе плавает.




 

Побольше бы таких мечтателей, меняющих мир. А эти несчастные люди, сидящие у власти, мне их просто жаль. Наверняка и они, когда были маленькие, мечтали о морях, о звездах, да мало ли еще о чем. А потом не хватило силы духа осуществить свою мечту. Вот и сидят они в своих кабинетах, обиженные на весь белый свет. Не получилось свою создать, так давайте хоть чужую испоганим, а то, ишь, мечтателей развелось... Грустная правда жизни.
Поддержу с удовольствием!

И я поддержу и в будущем буду по мере сил подкидывать деньжат:)
А самому всегда мало бывает, пока делиться не начнешь))))

Замечательная история, замечательный корабль, замечательный Мартусь, ужасное чиновничье государство. Но денег не дам - самому мало

Какое-же грёбаное у нас государство! Ну ладно, что ничего делать не помогает. Но ведь ещё все время мешает! Конечно, надо помочь. Но я бы всё-таки флаг на нем перевесил - на какой-нибудь более гостеприимный.

Edited at 2013-11-11 08:23 (UTC)

//Но я бы всё-таки флаг на нем перевесил - на какой-нибудь более гостеприимный. \\

Трёхмачтовый фрегатъ «Штандартъ» изъ Санктъ-Питербурха подъ Панамскимъ флагомъ... :(

Мы императорскую яхту (к слову, яхтой её назвать то язык бы не повернулся, у тех кто видел), более величественную чем британская королевская, расстреляли в море в качестве мишени. Чего тут удивляться отношению к негосударственному имуществу.
Авроре наварили вначале сухопутных пушек, потом залили бетоном чтоб от течей избавиться, а в 80х вообще осталась только часть броневых листов, нос и якоря от другого корабля на барже имитации, а корпус гнил много лет на взорванной в войну базе Ручьи, а потом его набили камнем и затопили в море.

Edited at 2013-11-11 08:27 (UTC)

Откуда инфа о сгнившем корпусе? Слухами мир полнится?

Я хочу в большое красивое плавание на большом красивом корабле!!

Так запишитесь во временные матросы (матроски?) :)

Онлайн-сервис на сайте показывает, что кораблик сейчас где-то между Грецией и Критом.
Пожалуй стоит дунуть им на паруса парой монет. Дело-то хорошее, пущай дети радуются)

Раз затеяли с кораблями, еще чуток - самое старое Действующее! судно ВМФ России, спасатель http://aquatek-filips.livejournal.com/415054.html

попутного ветра и семь футов под килем!

какой корабль! какой человек!!!

Моя подруга этот корабль строила, вся деревянная резьба - её рук дело. А потом была смотрителем музея.Её дочь практически выросла на этой палубе. Ужасно мерзко всё, что у нас творится вокруг Штандарта.

А из какого дерева строили корабль? Должно же, наверное, специальное быть?

Я верю, что когда-нибудь и в нашей многострадальной стране будет построено государство. Ну хоть какое-нибудь. Сейчас эта территория в руках разбойничьей банды и ее плешивого атамана.

А капитану, команде и кораблю - 7 футов под килем! И денежку на счет, чтобы флаг российский не спускали. Молодцы! Построим свое государство, будем вами гордиться!

Помочь Щтандарту наверное, можно, но лучше не только деньгами. Этот блог читают многие и Акунин уже помог тем, что сделал информацию публичной. Где питерские политики, гражданское общество, всякие некоммерческие организации, которых в городе за 1000 штук? Мартусь, похоже, бродяга по жизни. Он пробавляется помощью случайных спонсоров и путешествует по свету. В Питере полно любителей парусного спорта, разных яхт-клубов и найдутся состоятельные, кто сможет сделать нормальный культурно-исторический и бизнес проект на основе этого судна. Только нужно юристам разобраться в чем проблема и решить её. Противопожарные требования можно выполнить, обработав часть обшивки специальными пропитками, оборудовать сигнализацикй и средствами тушения пожаров. Конечно, можно добиться разрешения и даже через суд, чтобы тот признал, что стандартные требования, по которым Штандарт не пускают в порт, не применялись в данном случае. Ведь в иностранных портах они стоят. Капитану, кстати, нужно тоже определиться, если он владелец. Обслуживание и стоянка, ремонт и сервис стоят немало. Если он хочет, чтобы судно стояло в Питере, то должен продать (уступить) долю тому, кто вложит деньги в проект. Как-то так..??

Может, этот ваш пост поможет "Штандарту" и его "простят"? Я верю в разум. Когда идиотизм превышает все возможные рамки, к разуму в конце концов обращаются, иначе бы Россия не просуществовала тысячу лет.

Спасибо вам, что написали. Я ждала, на самом деле. Ребята писали, что вы у них были.
Не слишком надеюсь на поворот к лучшему, а все равно было бы здорово, если бы корабль смог вернуться.

Посоветовали у Вас спросить: из какого дерева корабль строили?

Желание, труд и упорство всегда достигают своей цели.