?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Испортить себе некролог
borisakunin
     Не знал, кто автор этого расхожего выражения. Оказывается (Гугл подсказал), всё тот же  Лев Рубинштейн.
     Смысл понятен. Это когда какой-то известный человек живет достойным образом, обзаводится почтенной репутацией, а потом вдруг совершает нечто такое, после чего относиться по-прежнему к нему уже не получается. И все говорят: «Да, конечно, стыд и срам. Но зато какой он был раньше…»
     С этой опасностью чаще всего сталкиваются художники, которым не повезло посетить сей мир в его минуты роковые.
     Наверное, самый хрестоматийный и ужасно грустный пример испорченного некролога – Алексей Максимович Горький.
     Невероятно сильный талант, очень красивая жизнь, в которой было всё: мощные книги и всемирная слава, любовь прекрасных женщин и обожание читателей, большие гонорары и большая щедрость, борьба с диктатурой царизма и борьба с диктатурой большевизма. Если бы Алексей Максимович умер десятью годами раньше, в эмиграции, он остался бы в нашей памяти как одна из самых светлых фигур русской культуры.
     Но финал его жизни был так жалок, что перечеркнул все былые заслуги. Поездка на Соловки посмотреть на перевоспитание зеков; восторженный отчет об этой поездке; «Если враг не сдается – его истребляют»; особняк Рябушинского; Нижний Новгород, переименованный в город Горький при живом Горьком…  Господи, до чего же всё это стыдно.

1
Великий пролетарский писатель с великими перевоспитателями

     Или Кнут Гамсун. В восемьдесят лет – живой классик. В девяносто – позор норвежской нации, осужденный за поддержку фашистов. Пел дифирамбы Гитлеру, преподнес свою нобелевскую медаль Геббельсу. Мафусаила пожалели, в тюрьму не посадили. Доживал, как зачумленный. И сейчас невозможно читать «Плоды земли», не помня о том, к чему в конце концов пришел автор знаменитого романа.

     Всё дело в том, что большой художник в чем-то очень силен, а в чем-то очень слаб. На этом они, бедные, и подламываются.
     Воланды и его мелкие хвостатые родственники отлично знают, на чем можно поймать Мастера.
     Он часто бывает тщеславен и падок на почитание. Его надо по шерстке, по шерстке, да сахарку ему, да золотую дверцу распахнуть. Он и не поймет, что дверца ведет в золотую клетку. А войдет – хлоп, и обратной дороги нет.
     Максима Горького большевики и гепеушники обхаживали очень долго, ключики подбирали терпеливо, сам Вождь не жалел времени и усилий  – писал душевные письма: «Ввиду горячки в работе, не писал Вам. Это, конечно, нехорошо. Но Вы должны меня извинить». Какой человек извинения просит, подумать только!
     А Гамсуном восхищался Геббельс и уважил своим личным вниманием фюрер германской нации. Один великий человек, так сказать, оценил величие другого великого человека.

2
Кадр из игрового фильма про Гамсуна, которого играет Макс фон Зюдов

     Есть два железных правила, которые предохраняют художника от испорченного некролога.
     Во-первых, держись подальше от диктаторов и авторитарных правителей (а лучше вообще от всяких правителей, ну их к лешему).
     Во-вторых, как бы ты ни был эстетически сложен, оставайся этически прост. Любуясь оттенками серого, не разучись отличать черное от белого.
     В общем, не спи, не спи, художник. Придет серенький волчок и испортит некролог.
 

Да, надо жить всегда с памятью о смерти, о том, что ты после себя оставишь, какую память.

P.S. Прошу меня извинить, не посчитайте что не по теме, я-то как раз считаю, что по теме и есть:
http://viktor-ch.livejournal.com/578406.html

Edited at 2014-04-18 08:21 (UTC)

я в чём неправ?

Григорий Шавлович, у меня к вам вопрос.
Прошу заглянуть по ссылке, которую я здесь привёл и сказать-объяснить мне: я в чём неправ?
Почему нет активности от моих единомышленников в поддержке этого начинания?

Edited at 2014-04-18 12:24 (UTC)

Уважаемый ГШ абсолютно упускает из виду один момент - Мастера абсолютно не обязательно "ловить" на какой-то слабости, он и правда может искренне считать что "Если враг не сдается, то его истребляют", а распад СССР - это величайшая трагедия XX века, которую еще можно как-то сейчас исправить

1. Измерить степень чьей-либо искренности вообще невозможно, или чем-то её проверить.
2. Да это и не имеет ни для кого никакого особого значения, разве что для самого верующего.

Спасибо, очень важная тема. Одна из самых.

Интересно, связано ли размышление поста с кончиной Габриэля Маркеса?

Edited at 2014-04-18 08:32 (UTC)

А что Маркес был замечен в симпатиях к Южноамериканским диктатурам?

Edited at 2014-04-18 08:52 (UTC)

>>>>>>Во-вторых, как бы ты ни был эстетически сложен, оставайся этически прост. Любуясь оттенками серого, не разучись отличать черное от белого.

Браво! это я запомню.

да, афоризмы. второй должен особенно понравиться женщинам)

Совершенно согласен.
А обратный пример исправленного некролога - Анна Андреевна Ахматова: если бы не товарищ Жданов, мы бы и не знали, что эта ничтожная рифмовщица дурных стишков во славу Сталина И.В. - Великая Наследница Серебрянного Века Русской Культуры, Сохранишая Трепетный Огонь в Своей Душе.
Ну, и Елена Сергеевна очень помогла своему покойному мужу: из до истерики жадного литературного халтурщика и гибкоспинного лизоблюда, первым отразившего величие и гениальность товарища Сталина в художественной литературе, Булгаков превратился в героического нонконформиста и певца "тайной свободы".

Edited at 2014-04-18 08:37 (UTC)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Не жертвуйте лицом ради положения
© Борис Пастернак

Так ли важно, что о тебе будут думать потомки? Возможно наши сегодняшние треволнения и стоические поступки останутся незамеченными именно теми, для кого они совершались.
Или наступит такой период в нашей истории, когда некрологом станет вся наша жизнедеятельность, которую мы так бережно оберегали от не благовидных поступков или нерукопожатных встреч.
Лавру Георгиевичу Корнилову, доблестному русскому офицеру, искреннему патриоту России, некрологом стало народное глумление над его останками.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.
Живем мы для современников, но оценки ставят нам потомки.

Точно. А некрологи пишут, как правило, обыватели.

Да нет, думаю, нельзя художнику, писателю такими мелочами, как политические увлечения, испортить память о себе. Вы со слишком маленького расстояния смотрите, к тому же слишком политически ангажированы. От писателя остаётся только то, что он написал, а всё остальное чепуха и шелуха, и всё равно рано или поздно канет в Лету. Были бы Горький и Гамсун равны по величине, к примеру, Вагнеру - всем бы было со временем абсолютно плевать, какие там у этих людей были политические метания когда-то. Но дело в том, что они писатели-то, честно говоря, довольно средние. А Вагнеру с его антисемитизмом в памяти потомства ничего не помешает. Ну, неофициально "запрещён" он сейчас в Израиле - но это временно и суета по сравнению с вечностью, куда он уже попал.

Даже Пушкин - наше Все с Николаем Палкиным ручкался. А Николай I был ой какой душитель и сатрап. Всех декабристов в Сибирь упек.

Edited at 2014-04-18 08:51 (UTC)

На самом деле, не так просто отличить черное от белого. Обычно цвета распределяют не современники, а потомки и историки.

Вряд ли большинство даже самых образованных людей могли понять, белый или черный Гитлер в начале тридцатых. Или Кастро - в начале 60-х.

А ведь стань Кастро кровавым диктатором, многие известные писатели "испортили бы себе некролог".

А насчет тезиса "держись от правителей" подальше - если у писателя есть отвага и твердая гражданская позиция, влиять на общество, в том числе и через правителей, ценящих его творчество, может быть для них моральным долгом, как, например, в случае Ж-П Сартра.

Edited at 2014-04-18 08:40 (UTC)


А что хотят честолюбивые интеллектуалы? Того же, что и правители - влиять на людей, и чтобы их количество увеличивалось. А правители очень даже подойдут для этой цели.

"Репутация зарабатывается годами, а теряется одним поступком". Автора, к сожалению, не знаю. Но, думаю, нельзя судить человека, все таки надо смотреть в контексте сложившихся обстоятельств.

а что между гениальностью творений и моральными качествами автора - доказана однозначная положительная корреляция? что то мне подсказывает, что результаты непредвзятого исследования на эту тему нас бы неприятно удивили

Edited at 2014-04-18 08:46 (UTC)

"доказана однозначная положительная корреляция?" - Давно доказана. Среди гениев нехороших людей очень мало. Большинство очень хорошие люди.

Мне кажется, дело не в том, кому в какую историю довелось вляпаться, а в том, насколько он осуществил своё призвание. Правда, это выходит за рамки социально-материалистического подхода.

Мои любимые писатели Гюнтер Грасс и Пауло Коэльо так подпортили себе некрологи, что уже не могу читать прежде любимые романы без тошноты.


Похож, это в связи со вчерашними выступлениями Хакамады, Норкина совместно с Ботоксменом.