?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Выхожу на контакт
borisakunin
     Уважаемые читатели блога, у меня короткий отпуск. Я закончил одну книгу  и теперь буду заканчивать другую. В промежутке решил посмотреть, что творится в стране и мире, восстановить отношения с реальностью.
     Она все так же непостижима.
     Мир возмущается  ИГИЛом, но почему-то не торопится его унять.
     В стране градус довольства властью и жизнью поднялся еще выше.

Результаты опросов почтенного «Левада-Центра», которому я привык доверять

     Первое (про мир) я еще как-то могу объяснить: обжегшись на Ираке и Афганистане, западные политики ждут, когда общественное мнение дозреет до новой войсковой операции и новых неизбежных жертв.
     Про Россию не понимаю ничего. Видимо, вконец оторвался от жизни. Помогите понять, так ли это.

     Составлять и проводить профессиональные опросы я не умею, поэтому буду спрашивать попросту – о том, что считаю самым важным. Чтоб понять, из чего у россиян складывается подобная картина благополучия.
     Неужели за время моего отсутствия на родине всё так переменилось к лучшему, а я пребываю в плену прежних ощущений?
     Пожалуйста, потратьте минуту и ответьте на этот блиц-опрос. (Повторю: обращаюсь только к жителям России, а мы, остальные, давайте посмотрим на результаты).


Опрос #2015872 Как изменилось материальное положение вашей семьи за последний год?

Для жителей РФ

Стало лучше
435(11.8%)
Стало хуже
2502(67.6%)
Осталось таким же
765(20.7%)



Опрос #2015873 Довольны ли вы тем, как работает система здравоохранения?

Для жителей РФ

Да
247(7.4%)
Нет
2443(73.2%)
Ни да, ни нет
646(19.4%)



Опрос #2015874 Довольны ли вы тем, как работает система образования?

Для жителей РФ

Да
222(7.1%)
Нет
2321(73.7%)
Ни да, ни нет
605(19.2%)



Опрос #2015875 Нравится ли вам, как работает полиция?

Для жителей РФ

Да
226(7.6%)
Нет
1912(64.2%)
Не особенно, но раньше было хуже
841(28.2%)



Опрос #2015876 Помогает ли вам ваш депутат?

Для жителей РФ

Да
97(3.2%)
Нет
724(23.8%)
Мне и в голову не приходит обращаться к депутату
2225(73.0%)



Опрос #2015877 Как вам ситуация с коррупцией?

Для жителей РФ

Стала лучше
273(9.5%)
Стала хуже
857(30.0%)
Осталась такой же неплохой
103(3.6%)
Осталась такой же плохой
1628(56.9%)



Опрос #2015878 Вы действительно так довольны главой государства?

Для жителей РФ

Да
395(12.5%)
Нет
2384(75.4%)
Не особенно, но пускай будет
382(12.1%)



Опрос #2015879 Обрадует ли вас, если Россия изолируется от внешнего мира?

Для жителей РФ

Да
54(1.7%)
Нет
2777(88.9%)
Я вижу в этом свои плюсы и минусы
294(9.4%)



Последний вопрос, итоговый, повторю вслед за «Левада-Центром». Так всё-таки:

Опрос #2015880 Дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении, или страна движется по неправильному пути?

Для жителей РФ

Дела идут в правильном направлении
408(12.0%)
События ведут нас в тупик
2610(76.7%)
Затрудняюсь ответить
383(11.3%)




     Пожалуйста, не пишите в комментах, что срез общественного мнения, охваченного этим опросом, получится нерепрезентативным и никакого значения не имеет. Для меня – имеет. Потому что меня (завидую, если вы устроены иначе) главным образом интересуют люди, кого хоть как-то интересую я. То есть именно вы – те, кто заглядывает в мой блог.





 

  • 1
А про систему образования - тут мне вряд ли многие смогут ответить, как на их взгляд должны выглядеть хорошая система образования. Кого она должна готовить, что развивать, какие навыки ставить. И в каком возрасте. Это така-а-ая необъятная и спорная тема...:-)

На мой взгляд, школьное образование прежде всего должно давать человеку общее развитие: умение читать и слушать, говорить и писать, ясно выражая свои мысли и чувства, быть хорошим исполнителем и лидером, дружить, общаться с близкими. Особенно важно развитие культуры эффективного социального поведения: общения с представителями различных социальных институтов, навыков группового обсуждения задач, совместного принятия решений и контроля за их осуществлением.

Во вторую очередь я бы выделил умение количественно оценивать самые разные вещи, от расходов и прибылей до статистической точности маркетинговых опросов и вероятности интересующих нас событий. А также умение поиска необходимой информации в литературе или интернете и способность оценивать степень её надежности.

В-третьих, школьное образование должно очень основательно знакомить человека с основными идеями и концепциями цивилизации. Моралью и нравственностью, религиями, социальными учениями, концепциями эволюции и конкуренции и т д. На мой взгляд, гораздо важнее глубоко и серьезно понимать фундаментальные концепции, чем помнить множество узкоспециальных вещей вроде формулы бензола.

В-четвертых, совершенно обязательным, на мой взгляд, является введение в достаточно раннем возрасте в историю мирового искусства, музыки, литературы. Эстетическая развитость и толерантность - фундамент будущей широты взглядов и умения понимать и перенимать и международный опыт, и опыт соотечественников, принадлежащих к иной профессии или культуре.

В-пятых, в старших классов школы и на начальных стадиях высшего образования чрезвычайно важно серьезное изучение различных аспектов мировой истории - экономико-технологических, культурно-религиозных и т д. Человек, готовящийся менять мир должен понимать общие закономерности того, что и как заставляет мир меняться.

А специальное высшее образование в элитных вузах России поставлено неплохо. Единственное чего не хватает - это более тесного общения с профессионалами и совместной работы с ними. Когда студент видит на конкретных профессиональных примерах, где и как применяются получаемые им знания, он начинает учиться гораздо целенаправленнее и серьезнее.






К общему развитию я бы прибавила и стандартный набор знаний, который даётся - по истории, биологии,географии, физике.
"быть хорошим исполнителем и лидером" Э-э-э... и то, и то сразу? Всем?
"дружить, общаться с близкими". Это не образование, это воспитание. Ну да. Хотя как...
"Особенно важно развитие культуры эффективного социального поведения: общения с представителями различных социальных институтов" В школе?

"Во вторую очередь я бы выделил умение количественно оценивать самые разные вещи, от расходов и прибылей до статистической точности маркетинговых опросов и вероятности интересующих нас событий". И с какого класса?:-)
А также умение поиска необходимой информации в литературе или интернете и способность оценивать степень её надежности.

"В-третьих, школьное образование должно очень основательно знакомить человека с основными идеями и концепциями цивилизации. Моралью и нравственностью, религиями, социальными учениями, концепциями эволюции и конкуренции и т д. На мой взгляд, гораздо важнее глубоко и серьезно понимать фундаментальные концепции, чем помнить множество узкоспециальных вещей вроде формулы бензола". Рано. Точно рано. У нас во всех ВУЗах курсы философии и истории читают, может, и правильно, может, там расширить, но в школе... Даже 7-классникам не всем пойдёт.
Что до формул бензола - тут смысл не только в запоминании - у тренировке памяти, упражнениях, мышлении.

"Единственное чего не хватает - это более тесного общения с профессионалами и совместной работы с ними". Да.

Я бы в начальных классах активно учил социальным навыкам: слушать, говорить, понимать, сопереживать, делать что-то сообща, быть в роли лидера, уметь подчиняться и играть другие социальные роли.

Класса с седьмого-восьмого учил бы концепциям, оценкам, сложным социальным навыкам.

Истории искусств и культур учил бы всю школу. В музеи бы водил, на концерты. В старших классах смещал бы акцент изучения с чисто эстетического к концептуальному.

Сложным и важным концепциям нужно, наверное, до самого конца обучения в вузе учить. К сожалению, очень мало хороших книг и учебников, акцентированных на этом. Обычно фокусируются на деталях, а концепциям учат плохо. Не обсуждают противоречий, пределов применимости, происхождения и эволюции концепций и т д.




Короче, Вы очень здорово хотели бы увеличить долю воспитания.:-) Но и в младших классах надо учить читать и писать, рисование штука неплохая, особенно в свете того, что современные дети всё больше стучат по клавиатуре и меньше пишут - соответственно меньше тренируется тонкая моторика.
Нужно природоведение, а потом прочие естественные науки. Нужна математика - во всяких видах - развитие мышления.

У нас очень спорное расположение курса по классам. Историю Древнего мира дети изучают маленькими. И на таком уровне остаётся. Когда начинают что-то соображать - на Древний мир по новой уже нет времени. Похоже с литературой: изучают в том порядке, в каком было написано и "Слово о полку Игореве" на 4-ый класс приходится.:-) Получше с физикой: там одно и то же объясняют всё более сложно.

В России под воспитанием часто понимают подчинение вперемешку с пропагандой. А я скорее говорю об осваивании широкого спектра социальных и когнитивных умений.

Да, рисование, живопись, скульптура, музыка, стихосложение, литературные стилистические опыты и другие формы творческого самовыражения очень полезно включить в программу.

Кстати, интернет дает огромные дополнительные образовательные возможности. Видеолекции, интерактивные классы и семинары, возможность общения со специалистами в разных областях и с большими сообществами сверстников, интересующихся какой-то конкретной темой. Я удивляюсь, почему образовательные интернет-технологии до сих пор находятся в таком допотопном состоянии. Ведь всего сотня первоклассных профессионалов может совершить настоящую революцию в сфере обучения.

"В России под воспитанием часто понимают подчинение вперемешку с пропагандой". Судя по Вам - в Нью-Йорке, а не в России. Вы же с какой-то радости вдруг заговорили о подчинении и пропаганде? С чего вдруг? Почему взялись отрицать, мол Вы не.?.
"А я скорее" А этот оборот откуда и для чего?
"говорю об осваивании широкого спектра социальных и когнитивных умений". Короче, о воспитании. Вот только что тут умением считать... Критерии.

"Да, рисование, живопись, скульптура, музыка, стихосложение, литературные стилистические опыты и другие формы творческого самовыражения очень полезно включить в программу". Всё?!! Помилуйте, даже в сутках только 24 часа, а дети не могут сутками напролёт заниматься."

"Кстати, интернет дает огромные дополнительные образовательные возможности. Видеолекции, интерактивные классы и семинары, возможность общения со специалистами в разных областях" В школе??!:-) В каком классе - 3-ем или аж 6-ом? Это дети. Они реально не знают того, что для взрослых уже естественно. Например, соотношение сторон света. А Вы им общение со специалистами....:-)

"и с большими сообществами сверстников, интересующихся какой-то конкретной темой". Это они и сами чудно в интернете находят, когда хотят.

"Я удивляюсь, почему образовательные интернет-технологии до сих пор находятся в таком допотопном состоянии". Потому, что нефиг с пелёнок за компом сидеть. И так сами тянутся.:-)

"Ведь всего сотня первоклассных профессионалов" Профессионалов в чём?
"совершить настоящую революцию в сфере обучения". Какую?:-)

Вы ж никогда в школе не преподавали?:-)

Ну я же помню и советские времена, и перестроечные, и ельцинские. Воспитание по-российски - это добиться, чтобы все с чем-то дружненько согласились. И ведь не только власть этим занимается. Оппозиция в точности так же себя ведет. Кто не с ней не скачет, те недостойны называться...:)

А в школе я немножко преподавал, еще в СССР, в студенческие годы. И даже методические материалы составлял в общенациональном масштабе :) И сейчас меня периодически зовут к сыну в американскую школу, поговорить о физике и развлечь детей интересными экспериментами. Они хоть и в третьем классе, но разницу между школьным учителем и настоящим взаправдашним ученым очень даже понимают :)

И с помощью интернета и айпеда сына я чему только не обучил. Нотам, например. Всего за пару недель. Все потом удивлялись. Или принципам электротехники: всяким проводкам, моторам, лампочкам, конденсаторам, зуммерам, реле. Есть такие отличные приложения. А еще он периодически исследует какую-нибудь тему в интернете и мы устраиваем обсуждения. Про историю книжного дела, например. Или про технологии авиастроения. Или про историю музыкальных инструментов. Или еще про что-нибудь. Очень эффективно и удобно.

Только порядка в образовательных интернет-ресурсах нет. Все разношерстное, не систематизированное, масса информационного мусора. Качественные материалы приходится долго искать.

А как было бы хорошо, если бы талантливые преподаватели объединили усилия с талантливыми специалистами в сфере интернет-технологий и с серьезными специалистами в конкретных областях знания - и навели в этой сфере порядок и красоту. А министерство образования профинансировало бы,

На мой вкус - так интернет сотворен природой не для сплетен и дрязг, а именно для революции в сфере образования ;)

А что касается того, что в сутках всего 24 часа... Если подходить к делу талантливо, то человеку можно играючи открыть глаза на огромное множество невероятно интересных и важных вещей и у него только аппетит к знаниям разыграется. А если подходить к делу бездарно, то простые вещи придется вдалбливать по несколько месяцев, и ни у учителя, ни у ученика уже больше ни на что не останется ни времени, ни сил, ни интереса.

Edited at 2015-07-10 00:23 (UTC)

"Ну я же помню и советские времена, и перестроечные, и ельцинские. Воспитание по-российски - это добиться, чтобы все с чем-то дружненько согласились". Это у вас в Нью-Йорке. В России всё иначе. Гораздо многообразнее.

"И ведь не только власть этим занимается. Оппозиция в точности так же себя ведет. Кто не с ней не скачет, те недостойны называться...:)" Простите, Вы решили, что власть и оппозиция - это учителя в школе? Вы вообще о чём говорите? Кто скачем? Где? С кем?

"А в школе я немножко преподавал, еще в СССР, в студенческие годы". В каких классах?
"разницу между школьным учителем и настоящим взаправдашним ученым очень даже понимают :)" При чём тут это? Я даже верю, что они прописную букву от строчной отличают, но...

Дальше Вы снова свернули от воспитания к образованию. Мы с Вами всё обходим цели образовательной системы. Каковы они на Ваш взгляд?

"человеку можно играючи открыть глаза на огромное множество невероятно интересных и важных вещей и у него только аппетит к знаниям разыграется". Глаза что, закрыты, что ли? И Вы снова про знания, а не навыки.

Преподавал я девятому и десятому классам. А главная цель системы образования - вырастить людей, с помощью которых общество будет развиваться и становиться лучше.



"Преподавал я девятому и десятому классам". Чувствуется.:-) Т.е., старшим. А даже 6-7-ые - уже совсем иное. Гораздо младше. В те годы это так быстро изменяется...

" вырастить людей, с помощью которых общество будет развиваться и становиться лучше". На чей взгляд?:-) В том-то и сложность, по-моему, что вопрос о целях образования упирается в общефилософские вопросы.
Так какое образование считать хорошим?:-)

Это не только образования касается, но всех аспектов жизни общества. И решением является полезный для всех сторон компромисс.

Всегда считала, что всеобщее и правильно организованное и ориентированное школьное образование - это база для успешного развития страны и общества. Это, к сожалению, рассматривается, как скучная и банальная истина. А ведь другой базы нет и не может быть...Советский "ликбез", на который был "брошен" огромный по тем временам бюджет, в короткое время превратил разоренную войнами, люмпенизированную, неграмотную страну в первостепенную индустриальную державу. Это ли не доказательство?
Да! нам, как воздух, нужна хорошо отлаженная система всеобщего, обязательного школьного образования и, по-моему, Алекс правильно, хотя и слишком абстрактно определяет ориентиры.
Добавлю, что образовательный бюджет страны должен быть сопоставим с бюджетами по обороне и здравоохранению - это должны быть главные бюджеты страны. И еще - главная ответсвенность на педагогах. Их обучение должно бы стать одним из самых приоритетных в ВУЗах.

Из всех способов улучшить качество образование, самый дешевый и быстрый - это активное развитие электронных форм обучения.

Выпустить новый бумажный учебник во много раз дороже и дольше, чем создать качественное электронное учебное пособие.

Электронное учебник можно постоянно редактировать, экспериментировать с версиями. А отредактировать бумажный учебник - значит полностью заменить весь тираж на новый.

Электронный учебник может быть интерактивным, включать в себя тесты, контролирующие процесс усвоения, содержать разные версии и уровни подачи одного и того же материала, ориентированные на разную степень интереса и индивидуальные особенности учеников. Электронный учебник может давать возможность задать вопрос профессионалу онлайн и получить ответ. Или принять участие в интересном обсуждении изучаемого материала со сверстниками.

В общем, электронные средства обучения - это совершенно фантастические возможности повышения качества, увлекательности и эффективности учебного процесса.

И как средство переподготовки и повышения квалификации учителей электронные формы образования могут быть исключительно эффективны.

В России уже делаются первые шаги в этом направлении. С этого года все школьные учебники обязаны иметь электронную версия с медиаприложениями.

А если достичь успеха в развитии электронных форм обучения, то это откроет дверь на международный образовательный рынок. Качественное обучение стоит огромных денег, поэтому зарубежные учебные заведения мало заинтересованы в создании общедоступных электронных учебников. И появление крупного игрока, готового инвестировать серьезные средства в создание электронных образовательных ресурсов может совершить революцию на международном рынке образования.

Edited at 2015-07-10 11:32 (UTC)

Вот только бы ещё правила определить...:-)

  • 1