?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Выхожу на контакт
borisakunin
     Уважаемые читатели блога, у меня короткий отпуск. Я закончил одну книгу  и теперь буду заканчивать другую. В промежутке решил посмотреть, что творится в стране и мире, восстановить отношения с реальностью.
     Она все так же непостижима.
     Мир возмущается  ИГИЛом, но почему-то не торопится его унять.
     В стране градус довольства властью и жизнью поднялся еще выше.

Результаты опросов почтенного «Левада-Центра», которому я привык доверять

     Первое (про мир) я еще как-то могу объяснить: обжегшись на Ираке и Афганистане, западные политики ждут, когда общественное мнение дозреет до новой войсковой операции и новых неизбежных жертв.
     Про Россию не понимаю ничего. Видимо, вконец оторвался от жизни. Помогите понять, так ли это.

     Составлять и проводить профессиональные опросы я не умею, поэтому буду спрашивать попросту – о том, что считаю самым важным. Чтоб понять, из чего у россиян складывается подобная картина благополучия.
     Неужели за время моего отсутствия на родине всё так переменилось к лучшему, а я пребываю в плену прежних ощущений?
     Пожалуйста, потратьте минуту и ответьте на этот блиц-опрос. (Повторю: обращаюсь только к жителям России, а мы, остальные, давайте посмотрим на результаты).


Опрос #2015872 Как изменилось материальное положение вашей семьи за последний год?

Для жителей РФ

Стало лучше
435(11.8%)
Стало хуже
2502(67.6%)
Осталось таким же
765(20.7%)



Опрос #2015873 Довольны ли вы тем, как работает система здравоохранения?

Для жителей РФ

Да
247(7.4%)
Нет
2443(73.2%)
Ни да, ни нет
646(19.4%)



Опрос #2015874 Довольны ли вы тем, как работает система образования?

Для жителей РФ

Да
222(7.1%)
Нет
2321(73.7%)
Ни да, ни нет
605(19.2%)



Опрос #2015875 Нравится ли вам, как работает полиция?

Для жителей РФ

Да
226(7.6%)
Нет
1912(64.2%)
Не особенно, но раньше было хуже
841(28.2%)



Опрос #2015876 Помогает ли вам ваш депутат?

Для жителей РФ

Да
97(3.2%)
Нет
724(23.8%)
Мне и в голову не приходит обращаться к депутату
2225(73.0%)



Опрос #2015877 Как вам ситуация с коррупцией?

Для жителей РФ

Стала лучше
273(9.5%)
Стала хуже
857(30.0%)
Осталась такой же неплохой
103(3.6%)
Осталась такой же плохой
1628(56.9%)



Опрос #2015878 Вы действительно так довольны главой государства?

Для жителей РФ

Да
395(12.5%)
Нет
2384(75.4%)
Не особенно, но пускай будет
382(12.1%)



Опрос #2015879 Обрадует ли вас, если Россия изолируется от внешнего мира?

Для жителей РФ

Да
54(1.7%)
Нет
2777(88.9%)
Я вижу в этом свои плюсы и минусы
294(9.4%)



Последний вопрос, итоговый, повторю вслед за «Левада-Центром». Так всё-таки:

Опрос #2015880 Дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении, или страна движется по неправильному пути?

Для жителей РФ

Дела идут в правильном направлении
408(12.0%)
События ведут нас в тупик
2610(76.7%)
Затрудняюсь ответить
383(11.3%)




     Пожалуйста, не пишите в комментах, что срез общественного мнения, охваченного этим опросом, получится нерепрезентативным и никакого значения не имеет. Для меня – имеет. Потому что меня (завидую, если вы устроены иначе) главным образом интересуют люди, кого хоть как-то интересую я. То есть именно вы – те, кто заглядывает в мой блог.





 

  • 1

Re: О "национальной философии"

Так ведь и марксизм, и примат частной собственности и семейных ценностей - это всё западные концепции.

Мне кажется, российская философия должна отражать российское мировосприятие. А российскому мировосприятию не нравится ни жесткость капиталистической конкуренции, ни жесткость запретов и предписаний коммунистической идеологии. Обе эти западные философии слишком мало дают российской душе. И от восточных философий на россиян веет космическим холодом. Россиянам хочется совершенно другого: радости общения, радости совместной деятельности, радости творчества, гордости своими достижениями. Эмоциональной наполненности жизни россиянам хочется. Ощущения смысла. Не приземленно-материального смысла, как на Западе, и не космической зауми, как на Востоке, - а чего-то в духе великой русской литературы и искусства, в духе старого, доброго советского и российского кинематографа. Чтобы для души. И чтобы в российскую жизнь пришла гармония, россиянам нужно просто осознать это в самих себе и просто честно самим себе в этом признаться :) Только тогда они начнут строить жизнь, которая принесет им счастье.




Re: О "национальной философии"

Ну,во-первых, ценности семьи - это не только западный философский приоритет. У нас был свой добротный "Домострой" и это была своя философия. Во-вторых, Вы говорите," Россиянам хочется совершенно другого: радости общения, радости совместной деятельности, радости творчества, гордости своими достижениями" . Так это тоже есть! Философия русской общины! Бердяев, Флоренский и др.Всё есть до полного "импортозамещения"!
До 17-го года, пока не стали уничтожать крестьянство (а это почти весь народ), можно было опираться на эту, общинную модель(социальную, психологическую, ментальную...).
А сейчас, когда после ХХ века народ пребывает в полном раздрае, ДА, нужны "духовные скрепы", которые мы можем найти пока только на лучших страницах своей истории(и литературы) или в -увы- еще только единичных современных достижениях (но о них должны знать и говорить все!).Для этого (понятно, что не только для этого!) нужна отлаженная, хорошо разработанная система образования - от детского сада до....могилы.
Это знаете, как в Америке во времена великой депрессии - было предложено всем улыбаться, чтобы не впадать окончательно в эту самую депрессию, - и этот психологический прием стал не последним средством для спасения страны :)

Re: О "национальной философии"

Домострою ведь больше пятисот лет. Как-то я не знаю, всё-таки Россия сильно изменилась с тех пор :) А Бердяев и Флоренский - очень интересные философы, но все же не случайно интерес к их творчеству в России сравнительно невелик. Значит, не получилось у них выразить и развить российскую национальную идею. Хотя они и написали на эту тему много интересного. На мой взгляд, не удивительно, что у них не получилось выразить национальную идею. Чтобы её выразить, нужно отвлечься от всего внешнего и внимательно всмотреться в лицо самой нации. А в ту пору в России абсолютно все поступали наоборот - искали ответы во внешнем мире: в различных философских, социальных и религиозных учениях Запада и Востока.

Edited at 2015-08-05 13:21 (UTC)

Re: О "национальной философии"

Алекс, Вы возразили на первую часть моей реплики, мол, все это старо (а все эти западные 3 источника, 3 составные части марксизма, и сам марксизм да и прочие буржуазные философии вместе с восточными "практиками" - не стары?).
А главное - во второй части(о народе " в раздрае") - Вы с этим тоже не согласны?

Re: О "национальной философии"

Я бы, пожалуй, поставил вопрос более глобально: даже не система образования - а национальная культура.

На мой взгляд, одна из центральных концептуальных проблем российской культуры является стремление отыскать и утвердить универсальную правду для всех. Из-за этого стремления вместо развития имеет место вечный бой. Православных - с атеистами, государственников - с либералами и т д. Эта слабость одновременно является и сильной стороной. Поскольку подпитывает внутренние дискуссии, отражающиеся в философии, литературе, искусстве, политике, приводящие к их развитию, уникальному и имеющему ярко выраженный российский национальный характер.

На мой взгляд, центральной задачей развития национальной российской культуры является осознание этой проблемы и выработка национального мировоззрения, имеющего ее своей точкой опоры и развития. Мировоззрения, помогающего развиваться в рамках национальной парадигмы и национальной культуры и православию, и воинствующему атеизму, и либеральным учениям, и теориям общинных ценностей и сильного государства. Причем, не обескровливая, а подпитывая друг друга и национальную культуру.

На мой взгляд, успешная российская национальная парадигма может быть лишь практическим воплощением концепций единства и борьбы противоположностей и противоречий как основного источника развития. И в этом плане сильно отличаться от двух доминирующих в мировой культуре парадигм - и от западной парадигмы невмешательства, и от восточной парадигмы Абсолюта.


Edited at 2015-08-05 15:25 (UTC)

Re: О "национальной философии"

Ну-у, Вы все-таки предлагаете опять же импортную диалектику Канта.
В Российской империи, кстати, такое единство разных вер, укладов, культур,несмотря на борьбу, какое Вы описали,было.Помните, Ленин боролся с многоукладностью российского общества?Поборол быстро. А складывалось оно веками...
Вот и вопрос - как теперь в короткие сроки создать такой волшебный котел?

Re: О "национальной философии"

С публичных обсуждений нужно начинать. Пока заметная часть общества не осознает проблему, думать о путях её решения бессмысленно. Как верно сформулировал наш российский классик, государство сильно сознательностью масс :)

А явным образом опираться на диалектику российской национальной идее, наверное, не обязательно. Хотя, на мой взгляд, гегелевская диалектика позаимствовала основную часть своих концепций у древнеиндийской философии, и её трудно в полной мере назвать западным философским продуктом.

Re: О "национальной философии"

По-моему, форсированные публичные дискуссии только выпускают самых неудачных джинов из бутылки - мы уже видели эти дискуссии в конце 80-х и что получилось в начале 90-х. Дискуссии, конечно, нужны в масс-медиа, в парламенте, в общественных объединениях. Но- не знаю - наверное, их как-то нужно "окультуривать", чтобы не было банальной грубой перебранки, как сейчас в соцсетях, и раздувания ненависти. А где взять таких модераторов? - они еще не родились... Нужно обратить внимание на школьное обр-е - учить школьников достойно дискутировать, обосновывать, соглашаться-не соглашаться и не обижать оппонента.

Re: О "национальной философии"

Да, конечно, я же говорю об осознании обществом проблемы, о получении им образования в данной области и формировании его ожиданий, а не о бесполезных спорах при отсутствии знаний и продуманных взглядов. Не об искусственном стимулировании публичных дискуссий, а о пропаганде определенных концепций.

Одно дело пригласить на радио разношерстную компанию людей и предложить им поспорить о том, нужна России многоукладность или не нужна. И совсем другое - пригласить пару историков и поговорить о многоукладности дореволюционной России. Пригласить пару специалистов по современному Китаю и поговорить о том, по каким принципам там развивается экономическая многоукладность. Пригласить политологов - международников и поговорить о многоукладности и гармоничном прогрессе в мире. Чтобы они поделились своими наблюдениями и мыслями о том, как многоукладность может стать важным фактором развития общества, какие проблемы при этом обычно возникают, и какие пути решения этих проблем выработаны в развитых и динамично развивающихся странах.

Такие полезные разговоры повернут размышления общества в правильном направлении и сформируют его ожидания.

И к обсуждению всех остальных важных моментов жизни общества - строительстве наукоемкой высокотехнологичной экономики, формировании стабильной двухпартийной системы, предотвращающей революции и прочие эксцессы, и т д, - нужен в точности такое же подход. Не взвинчивающие общество дискуссии между группами плохо образованных людей, а полезное обсуждение первоклассными специалистами аспектов движения общества к заранее продуманным и грамотно сформулированным целям.

И вы правы, очень важно учить школьников навыкам конструктивного обсуждения.

У нас с anna_ism недавно была интересная дискуссия об образовании:

http://borisakunin.livejournal.com/148304.html?thread=71020880#t71020880


Edited at 2015-08-06 19:48 (UTC)

Re: О "национальной философии"

Вы,Алекс, как всегда глаголите истину. Но где взять таких организаторов и медиаторов для масс медиа, которые бы могли правильно выполнить эти задачи? Все только гонятся за денежными подачками - гранты, реклама, и кальки с американского, да жареное для раскрутки.
Не знаю, будете ли Вы смеяться, но в утренних программах у Соловьева бывают замечательные ученые (два замечательнейших востоковеда, например), да и в его крикливых ток-шоу тоже появляются люди.Но мало.Остальное (и у остальных)ни смотреть, ни слушать - уши вянут.

Re: О "национальной философии"

Мне кажется, тут всё сильно упирается в специфику политического диалога в России. Политический диалог в России - что в царское время, что при Ленине и раннем Сталине, что сейчас - это диалог мощной государственной власти с задиристой непримиримой оппозицией. И как следствие - вместо спокойного конструктивного разговора - информационная война, попытки с обеих сторон доказать, что политический оппонент - это враг России, которого впору отдавать под суд за преступления перед многострадальным отечеством. В результате чего находящаяся у власти сторона вполне естественно стремится сделать все возможное, чтобы власть не досталась оппоненту.

России очень не хватает альтернативы такому положению дел. Ей не хватает авторитетного общественного движения, которое, несколько дистанцируясь от государственной власти, в то же время не находилось в непримиримой оппозиции к ней, а занимало по отношению к власти дружелюбную позицию - наподобие той, которую занимает по отношению к власти Никита Михалков: дружба с Путиным не мешает ему критиковать власть за то, что она прошляпила Украину и за многие другие серьезные вещи.

Такое общественное движение автоматически стало бы катализатором позитивных перемен в обществе, смещая формат диалога от враждебности и взаимного отрицания к умному цивилизованному разговору о конкретике экономического и социального строительства.

А в будущем такое движение могло бы стать недостающей частью полноценной двухпартийной системы, в которой обе партии чувствовали бы себя не врагами, а необходимыми друг другу партнерами, столпами политической системы, поддерживающими демократические процессы и сменяемость и одновременно обеспечивающими политическую стабильность и преемственность в обществе.

Мне кажется, не так важно, какими будут политические платформы этих двух правящих партий. Важнее, чтобы они ценили друг друга как партнеров в обеспечении преемственности власти, защите собственности и поддержке экономического развития. И не давая друг друга в обиду, в то же время потихоньку конкурировали. Тогда на смену революциям и перестройкам придут социальная стабильность, спокойная демократия и полноценное экономическое развитие.

Re: О и т.д.

Наверное, для этого нужно время.- Чтобы конструктивные критики власти организовались и составили новую оппозицию, о которой Вы говорите.Ведь непримиримость и "страстность" выказывают купленные казачки, зарабатывающие себе гранты и американскую прописку. Это не значит, что их можно игнорировать и ждать спокойно других. Ленин с большевиками, вон, тоже был прикупленный крикун -почти индивидуал, вроде Навального, а каких бед наделал на целое столетие!
Тот же Соловьев, которого "оппозиция" числит чуть ли не рупорах Путина, постоянно дает очень конструктивную, доказательную критику правительства. У него в передачах (на радио)бывают интереснейшие люди с целыми программами действий, за которые голосовала бы огромная часть граждан.Или вот - профессор, о котором ниже пишет Сосна, основатель Русского экономического общества... Что мешает этим людям создать ту альтернативную партию, о которой Вы говорите, чтобы для начала хотя бы предложитьь свою программу, которая уже созрела, осталось соединить разрозненные части? Личные амбиции?Нет энергичного практика-"объединителя", который наплюет на палки в колесах, которые, конечно же, будут?
В идеале, такая партия должна иметь теневой кабинет министров, реально владеющих ситуацией, а не номинальных фигур.Чтобы при приходе во власть работала пресловутая преемственность.И чтобы народ видел в них серьезную созидательную силу, а не крикунов-разоблачителей.И чтобы люди видели и знали, с какими мыслями и планами каждый "министр" и вся партия приходят во власть.
Кто-нибудь где-нибудь у нас наблюдает этот процесс, а?

Re: О и т.д.

Лучше, конечно, если бы власть сама помогла сформировать двухпартийность: укомплектовать обе партии сильными, профессиональными, харизматичными кадрами и организовать публичный диалог, в ходе которого обе партии приобрели бы высокий и сравнимый рейтинг, с большим отрывом превосходя остальных конкурентов.

Переход к двухпартийной системе - это ключевой для России переход от политически нестабильного "общества борьбы за власть" к политически стабильному "обществу борьбы за деньги".

Суть социальной модели большинства стабильных развитых стран - вовсе не демократические институты. А примат собственности, её освященный законом и традициями статус. Откуда логически вытекает тайная, теневая власть денег, присматривающих за политической системой и обеспечивающих её преемственность и стабильность. Основная борьба в развитых странах - это борьба не за власть - поскольку сама по себе власть там не приносит особой выгоды. А борьба за деньги.

А суть социальной модели большинства развивающихся стран - это примат власти. Власть там может подарить богатство, а может его отнять. Подлинная теневая валюта в таких странах - это власть. И основная борьба в таких странах - это борьба не за сами деньги, а прежде всего за власть. И как следствие - постоянная политическая нестабильность.

"Общество борьбы за власть" - наследие абсолютизма. "Теневая валюта власти" была стабильна и удобна в условиях абсолютной монархии и узаконенной сословной структуры общества, где верховная власть и сословный статус на законном основании переходили по наследству.

В современном же мире "валюта власти", которую невозможно передать по наследству и с которой практически невозможно осуществлять защищенные законом транзакции - это основной источник политических смут, дворцовых переворотов и заказных революций: Отбери такую власть - и получишь богатство. Естественно, что желающих попробовать хоть отбавляй.

Развитые страны давно это осознали и обесценили "валюту власти".

Развивающиеся - находятся в процессе мучительно медленного осознания необходимости этого шага.

Движение от нестабильной "валюты власти" в стиле развивающихся стран к стабильной "власти денег" в стиле развитых стран - единственный способ для элиты страны обеспечить себе полноценное стабильное будущее. А заодно - обеспечить стабильное будущее страны и заложить фундамент для её экономического развития.

На месте нынешней власти, я бы начал активно наращивать свое чисто экономическое присутствие - постепенно переходить с госслужбы в крупный бизнес, делать корпоративную карьеру, создавать концерны, приобретать чисто экономический контроль над отраслями экономики. И параллельно трансформировать политическую систему общества, создавая хорошо продуманную и организованную двухпартийность, девальвируя "валюту власти" до неопасного для себя уровня, закрепляя эту девальвацию и делая её необратимой.



Edited at 2015-08-10 15:05 (UTC)

  • 1