?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.


  • 1
Это очень сложная формула – три в одном, а мужчин, способных применить её на практике, мне в жизни встречать не приходилось. Разве что в кино :)
Видите, даже ГШ не дотягивает до идеала ("мрачный тип") :)))

Edited at 2015-09-13 10:18 (UTC)

Это наверное надо,  чтобы само получалось, знание формул тут не поможет,  а скорее помешает. Желание заинтриговать,  попытки специально  рассмешить (ведь чувство юмора дано далеко не каждому) или испугать как-то отдают инфантильностью и , мне кажется, не могут всерьёз привлечь женщину,  во всяком случае, при отсутствии других факторов интереса и влечения,  если у неё есть настоящий выбор. Ни у меня,  ни у всех тех, кого я знаю, по-моему такого выбора не было. Даже если иногда и казалось, что был. Но, кстати,  нравиться и любить - это всё же две большие разницы. Когда кого-то по-настоящему любят,  то мне кажется, что это редко его заслуга, это просто изредка врожденная, ещё реже приобретенная в жизни, способность души любящего. Есть множество людей,  которые так и умирают, никогда не испытав ничего,  кроме физического влечения и желания удовлетворять в отношениях свои собственные физические и психологические потребности, иногда называя и (или) считая это "любовью", иногда вполне трезво смотря на вещи.
У Ларошфуко было  что-то вроде " настоящая любовь похожа на привидение - все о ней говорят,  но мало кто видел" :) Предводитель видимо видел ...ну хоть издалека... раз такие книжки пишет ;)


Сам ГШ давно-давно, ещё в до-БС-овскую эпоху, в одном интервью сказал, что его очень напрягает описание любовных сцен, и что по его мнению у него неудачно получаются женские образы, он их боится и не умеет достоверно изобразить. Передаю суть его высказывания, дословно уже не помню. А в конце шутливо добавил ту фразу, которую я привела выше, дескать, чего тут долго рассуждать – немудрена наука…
Насколько я знаю (спрашивала), его мнение по этому вопросу с тех пор не переменилось.
Так что вряд ли вы откроете для себя что-то новое.
Хотя… наперёд загадывать – дело ненадёжное. Почитаем – увидим :)

ГШ хитрит. (И, кстати, делает это отнюдь нередко.) Отлично он описывает женщин. ГШ - отличный психолог. А психолог не может быть специалистом по мужской психологии и не быть специалистом по женской. И, вообще, может быть сильным писатель, у которого неудачно получаются женские образы? Да, и то, что ГШ женщин боится... Ой-ли.
В "Другом пути" есть несколько довольно откровенных сцен (еще не дочитал, правда). Описано весьма. Есть и несколько, хоть и несколько привычных, но отлично выписанных женских типажей.
А, уж, простолюдинки выписаны просто на загляденье. Поубывав бы. Главная героиня и пытается это сделать, движимая совершенно непосредственным чувством омерзения.

Edited at 2015-09-14 13:46 (UTC)

В качестве гипотезы: сцена, которую вы упоминаете - это прямая отсылка к "звёздам" топа ЖЖ, которые оценивают людей с точки зрения накачанности или ненакачанности их деррьера. Ну и реакция на этих "звёзд". Можно же набить им фейс хотя бы средствами литературы? :)

Мужчина,  который объявил бы себя знатоком женщин, был бы просто скучным и не внушающим доверия. Как впрочем и женщина,  всё понявшая о мужчинах. Хотя бы просто потому,  что всё понять даже о себе самом чрезвычайно сложно,  если вообще возможно. А тут другие люди во всём их многообразии, со всей их противоречивостью, различиями характеров и судеб.


  • 1