?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.


  • 1
Зачем исключать? Пусть ГШ тренируется, оттачивает мастерство. И рассуждать, и описывать интимную близость в серьезном романе - дело очень трудное. В первом случае легко соскользнуть в занудство, во втором - в поверхностную эротику, имеющую мало общего с глубокой литературой. А значит, нужно развивать оба жанра, поднимать их планку.

Эти так называемые рассуждения вообще мало имеют отношения к литературе. Вот, скажем, есть такой Михаил Веллер. Литератор он крайне слабый. А вот рассуждает он очень интересно. Было бы лучше, если каждый занимался бы своим делом.

Мне рассуждения ГШ интереснее, хотя я Веллера люблю читать. А вообще жаль, что философы и интересно размышляющие писатели излагают свои мысли каждый в режиме собственного монолога. Это как если бы на чемпионатах по шахматам шахматисты играли бы не друг с другом, а сами с собой.

В книге Веллера Все о жизни много нетривиальных и даже парадоксальных идей. Например, о том, что люди стремятся не только к положительным эмоциям, но и к отрицательным. Но в других книгах он совершенно напрасно облекает свои идеи в литературную форму. Литератор из него никакой.

Ну а в диспутах Веллер одно время участвовал. Я имею в виду телевизионные толк-шоу Соловьева, где он был завсегдатаем, наряду с такими титанами мысли, как Проханов и Жириновский. Потом Соловьева полностью бросили на Украину, а недавно перебросили на Сирию, и Веллер выпал из обоймы.

Веллер думаю, сознательно ушел от спекуляций на украинскую тему. Это очень болезненная тема, и как бы о ней не говорить, получается плохо. Пишет он остроумно, но как-то при этом пустовато, не цепляет. По ТВ Веллер мне скорее симпатичен.

Edited at 2015-10-23 22:31 (UTC)

Омерзительное ток-шоу Соловьева - это одна из главных пропагандистских программ нашего телевидения наряду с Вестями недели Дмитрия Кисилева. Оппонировать официальной точке зрения туда приглашают не кого попало, а проверенных подставных либералов, типа, Злобина, Станкевича или Надеждина. Не может Веллер просто так туда прийти и говорить то, что думает.

Edited at 2015-10-25 11:58 (UTC)

Согласен, и сам об этом не раз писал. Как увижу этих, и еще Толстого, сразу канал переключаю.

Эти шоу и люди которые их ведут - поджигатели войны. А война, как показывает история России далеко не всегда идет только на чужой территории

Злобин мне в принципе нравится. Мне кажется он все понимает, но пользуется каждым случаем как-то внести разумную ноту в психоз. Я бы сказал он выбрал себе тяжелую работу.


Edited at 2015-10-25 16:33 (UTC)

На фоне титанов мысли, участвующих в соловьевских ток-шоу Веллер действительно смотрелся неплохо. Но по большому счету он там и близко не приближался к уровню своих философских текстов. Его сила в максимально отвлеченных рассуждениях. Но чем ближе к реальной жизни, тем он слабее. Особенно это заметно во всем, что связано с Россией, которую действительно умом не понять.

Поясню это на примере одной российской проблемы. В течении многих лет у нас не строились новые тюрьмы. Поэтому, в тюрьмах были ужасные бытовые условия и страшная скученность. В камеру, рассчитанную на 20 человек, могли посадить 120. Уже этим фактом она превращалась в пыточную камеру. И вот, наконец, начали строить новые современные тюрьмы. Большинство правозащитников это приветствовали. Но известный борец за права заключенных Валерий Федорович Абрамкин был против. Он объяснил, что наша судебно-полицейская система - это машина, которая работает на то, чтобы посадить любого, кто попал в ее поле зрения. Единственное, что ее ограничивает, это количество мест в тюрьмах. Если мест станет вдвое больше, значит и посадят вдвое больше. Машина готова посадить всех.

Вернемся к Веллеру. Одной из тем, по которым он выступал было возвращение смертной казни. Он был за это. Если бы дело происходило в стране, где имеется нормальная судебная система, это еще могло бы быть темой для обсуждения. Но только не в России, где осудить могут любого. Сейчас его только сажают, а если последуют совету Веллера, то будут расстреливать. Вот таких простых российских реалий Веллер понять не в состоянии.

Про Крым, например, Веллер высказался предельно ясно - нам не стоило туда лезть. По его мнению мы больше потеряли. Если бы мы оставили полуостров за Украиной и, вместо ввода войск, стали вести там пропаганду в пользу России, то люди там сами бы добились возвращения Крыма. Наивно, конечно. Но было.

Веллер не просто не ушел от спекуляций, он теперь просто мега-оппозиционер. Вы читали его последний роман БОМЖ? Там в конце говорится, что Путин будет смещен и убит в этом году, а Россия развалится на части.

Литератор он может и слабый, но художник очень сильный, оторваться невозможно, так цепляет слог. А как он умеет писать фильмы на бумаге. Про дикий запад например. Сказал, будет фильм, и правда, читаешь - все как живые, кажется, каубой сейчас и в тебя выстрелит. А про викингов? А легенды невского проспекта? Вот такой должна быть ширпотребная литература. Не Донцова и прочие. Правда я читал его в 20 лет, но и сейчас ощущение лихости осталось.

О Веллере

Сильный художник в данном контексте и означает сильный литератор. Просто наши с Вами оценки Веллера разошлись. Я же просто выражаю свое личное мнение, не более того. Если говорить более детально, в Легендах Невского проспекта я считаю удачными только несколько новелл: про первого фарцовщика, про перешедшего финскую границу патриота и что-то еще. Легенды скорой помощи уже показались фуфлом. В Звягине очень интересная идея: при наличии здравого смысла и решимости действовать любыми методами почти проблемы могут быть решены. Мне показалось, что это было изложено убедительно, но в литературном плане слабо. Наибольшее впечатление на меня произвели книги Веллера Все о жизни и Кассандра. Там не делалось попыток облечь идеи в литературную форму, а просто излагались сами идеи. Мне идеи показались очень интересными и нетривиальными. Хотя изложены они были довольно сумбурно. Я думаю, что именно эта сумбурность и неупорядоченность пока не позволили Веллеру получить признание в среде профессиональных философов, несмотря на его читательскую популярность.

Re: О Веллере

Вы почитайте Дикий запад или например, Жестокий. Хотя вам не 20, так что не зацепит). Он же в 60е от трех мушкетеров фанател, вот и нахватался. При определенных способностямион работал на износ, его принцип "сделай или сдохни".Получились хорошие "мушкетеры" для подростков.

Re: О Веллере

Не 20, увы! Но я и в юности от Трех мушкетеров не фанател.

Да, Веллера часто хочется побранить за какую-то вопиющую нелитературность. Но и оторваться от того, что он пишет, порой трудно. Может быть, оно и правильно. Не обязательно же всем художникам слова быть рембрадтами. Ван Гоги и Пиросмани тоже нужны.

Edited at 2015-10-28 12:25 (UTC)

  • 1