?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.


  • 1
/Мало ли где чего не было. На Западе, вот, не было ни православия, ни порожденной православием великой духовной культуры. И в результате ни Толстого не было, ни Чехова./

это немного о другом. я говорила о культурных традициях - рыцарство, культ пр. дамы, возник во времена, когда Русь только складывалась как гос-во, сильно отставая в культурном отношении.

позже это перетекло в куртуазность и соответствующую литературу, опять же, миновав нас, только при Петре что-то стало внедряться, причем, с трудом (политесы:). и только в конце 18-го века, а по существу в 19-м возникла и наша литература, т.е. с огромным опозданием, но....невероятно бурно, гении один за другим, но вернуться и восполнить пропущенное невозможно, этого пласта у нас просто нет. а культура складывает национальный характер со всеми вытекающими.

пыталась вспомнить персонаж, тянущий на пр-ю даму, Татьяна?, не получается, кодекс дамы не позволяет предлагать себя....:)

/порожденной православием великой духовной культуры./ - это сильное преувеличение, были и Фома Аквинский и Сведенборг и т.п., я уж не говорю о тысячелетиях(!) буддийской духовности.

Как я уже написал выше, традиции рыцарства и культа прекрасной дамы не мешают западным мужчинам судиться с бывшими женами за каждый грош. А обделенные куртуазностью российские мужчины сплошь и рядом оставляют все, что имеют, бывшим женам. Благодаря православным традициям духовности и высокой жертвенности судиться с бывшими женами за барахло в России считается постыдным. А на куртуазном Западе - нет.

К сожалению, те же традиции духовности и высокой жертвенности сильно мешают российским мужчинам преумножать свое богатство, не испытывая чувства вины. Стяжательство в православной культуре не приветствовалось. Приветствовалось служение близким людям, Родине и Богу.


Edited at 2015-10-26 16:37 (UTC)

вы о конкретике, а я о сложившихся пластах истории культуры, это совсем разные вещи.

/судиться с бывшими женами за барахло в России считается постыдным. А на куртуазном Западе - нет./ - это что, у вас прорезалась последняя степень идеализма? не просто судятся, а до последней нитки! у меня в подъезде знакомая адвокат, иногда такое рассказывает!

опять же, на Старом Западе есть традиции аристократии, т.е. культура поведения в разных ситуациях, у нас они начисто уничтожены, а поведение нуворишей - это такой беспредел, что привязывать к ним христианские ценности просто смешно.

помните Аббатство Даунтон? там последний слуга, перед которым образец поведения хозяев, лучше воспитан, чем наш обычный интеллигент с двумя высшими:))) потому как примеров нет!
а РПЦ с Чаплиными и Гундяевыми еще тот цирк, какая там жертвенность и духовность!?:))))


Я как раз говорю не о конкретике отдельного подъезда, а о двух культурах и о том, что в каждой из них считается постыдным, а что не считается. И конкретный глава РПЦ имеет к тысячелетним православным устоям примерно такое же отношение, какое конкрентый президент или премьер-министр имеет к тысячелетним традициям государственного устройства: весьма эпизодическое и небольшое

та духовная культура православия, о которой вы говорите, если и существует, то лишь личностно, у отдельных чудаков, а к массам отношения не имеет, увы....а уж тем более к официальной культуре гос-ва.
где нарушаются ВСЕ заповеди из "политических" соображений.

и Запад в этом очень мало отличается от нас.

различие я вижу в другом - у нас каким-то чудом сохранился "русский интеллигент", существо чрезвычайно плохо приспособленное к нынешним реалиям, но тем не менее, как-то выживающее, правда, в основном на кухнях - с их специфическими разговорами заполночь....

на Западе таковой не обнаруживается :))

В Италии точно такие же интеллигенты в целом как в России. Вселенские. И слово "интеллигенция" в итальянском есть (в английском и слова такого нет). Больше действительно нигде интеллигенции нет.

Помню как-то до двух ночи проспорили о политике Рима с итальянцем в роддоме (наши жены на соседних кроватях лежали). Это был прекрасный бесконечный разговор, где самым хорошим эпитетом в сторону правительства Италии в Риме со стороны моего собеседника было "эта банда пьяниц и говнюков".

Edited at 2015-10-26 19:52 (UTC)

увы, с итальянцами не знакома, хотя их культура очень интересна.
но почему именно там мафия так сильна, это же тоже - национальный характер.

Мафия сильна в Италии из-за семейных традиций. В Италии любое дело семейное, и преступность тоже. Семья там главная ценность, а гос. политика, то что самое главное для русского, почти ничего не стоит в глазах итальянца.

Например, Муссолини в Италии простые люди упрекают в одном, он в конце своей карьеры, уже после того как Гитлер поставил его главой севера Италии, сдал немцам своего зятя Галеаццо Чиано, бывш. министра иностранных дел Италии. Немцы Чиано расстреляли. Фашизм Муссолини в Италии простили, а то что сдал родственника - нет, до сих пор вспоминают с осуждением. Это в Италии сильно "не по понятиям"

Edited at 2015-10-27 14:52 (UTC)

я так понимаю, что вся их история с фашизмом - это попытки возродить память о былом величии Рима, те же "скрепы".
а вот семейственность, теоретически, появляется, как ответ на длительное внешнее давление, люди прячутся в кругу своих, на кого можно положиться, это, видимо, очень давняя история....

Совершенно верно. Там не то что власть все время менялась, а даже и государственное устройство, так что люди правительству Рима совершенно не верят. А семьи у итальянцев большие, с родственниками.

Вообще если итальянцам дать волю, по куча провинций (бывших городов - государств) немедленно бы отделилась. Помимо Венето, это и Пьемонт, и Ломбардия (там и партия есть за отделение), и Тоскана разумеется. Жизнь людей бы при этом не изменилась никак, потому что она все равно по семьям проходит.

А детей как в Италии любят... В общем я там пересмотрел свои ценности радикально, и больше никогда после Италии не менял. Государство ничто, семья - все, а после семьи главная социальная ценность - город. И список ценностей на этих двух позициях для меня заканчивается... :)

Edited at 2015-10-27 16:52 (UTC)

Если вы считаете, что и в России, и на Западе нынешняя культура имеет мало общего со своими древними историческими корнями, то какой тогда смысл рассуждать про средневековых рыцарей и трубадуров?

корни никогда никуда не деваются, они создают национальный характер.
и то, что у нас до 60-70-х годов 20 века продержалось крепостное право (крестьяне без паспортов)- тоже связано с нашим поздним вхождением в мировую культуру, и нынешняя инертность масс тоже оттуда.
просто мы - еще очень молодая страна и нам свойственны "ошибки молодости":)

ну не повезло нам, не успели римляне нас присоединить к своей империи :)
а всё отсутствие у них тёплых зипунов и портков:)

Понятно: православие с его духовностью и самоотверженной жертвенностью ради Отечества и близких людей вы категорически не хотите включать в список черт российского национального характера: сразу же говорите, что это было давно и к нынешним реалиям никакого отношения не имеет. Зато крепостное право и отсутствие исторической колониальной зависимости от культуры Римской империи вы охотно перечисляете в качестве определяющих национальный характер качеств.

проведем логический анализ ваших утверждений:
/православие с его духовностью и самоотверженной жертвенностью ради Отечества и близких людей вы категорически не хотите включать в список черт российского национального характера/ - я ничего подобного не говорила, хотя, заменив слово "православие" на любую другую конфессию, получим универсальный лозунг для определения национального характера любой соответствующей страны:))

/ говорите, что это было давно и к нынешним реалиям никакого отношения не имеет./ - я говорю ровно противоположное - корни никогда никуда не деваются!

/отсутствие исторической колониальной зависимости от культуры Римской империи / - как у вас чувством юмора - зипуны и портки вас ни на что не натолкнули?:)))
а как со знанием истории? именно страны /колониальной зависимости/ - резко рванули вперед в своём развитии:)



  • 1