?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

  • 1
вы о конкретике, а я о сложившихся пластах истории культуры, это совсем разные вещи.

/судиться с бывшими женами за барахло в России считается постыдным. А на куртуазном Западе - нет./ - это что, у вас прорезалась последняя степень идеализма? не просто судятся, а до последней нитки! у меня в подъезде знакомая адвокат, иногда такое рассказывает!

опять же, на Старом Западе есть традиции аристократии, т.е. культура поведения в разных ситуациях, у нас они начисто уничтожены, а поведение нуворишей - это такой беспредел, что привязывать к ним христианские ценности просто смешно.

помните Аббатство Даунтон? там последний слуга, перед которым образец поведения хозяев, лучше воспитан, чем наш обычный интеллигент с двумя высшими:))) потому как примеров нет!
а РПЦ с Чаплиными и Гундяевыми еще тот цирк, какая там жертвенность и духовность!?:))))


Я как раз говорю не о конкретике отдельного подъезда, а о двух культурах и о том, что в каждой из них считается постыдным, а что не считается. И конкретный глава РПЦ имеет к тысячелетним православным устоям примерно такое же отношение, какое конкрентый президент или премьер-министр имеет к тысячелетним традициям государственного устройства: весьма эпизодическое и небольшое

та духовная культура православия, о которой вы говорите, если и существует, то лишь личностно, у отдельных чудаков, а к массам отношения не имеет, увы....а уж тем более к официальной культуре гос-ва.
где нарушаются ВСЕ заповеди из "политических" соображений.

и Запад в этом очень мало отличается от нас.

различие я вижу в другом - у нас каким-то чудом сохранился "русский интеллигент", существо чрезвычайно плохо приспособленное к нынешним реалиям, но тем не менее, как-то выживающее, правда, в основном на кухнях - с их специфическими разговорами заполночь....

на Западе таковой не обнаруживается :))

В Италии точно такие же интеллигенты в целом как в России. Вселенские. И слово "интеллигенция" в итальянском есть (в английском и слова такого нет). Больше действительно нигде интеллигенции нет.

Помню как-то до двух ночи проспорили о политике Рима с итальянцем в роддоме (наши жены на соседних кроватях лежали). Это был прекрасный бесконечный разговор, где самым хорошим эпитетом в сторону правительства Италии в Риме со стороны моего собеседника было "эта банда пьяниц и говнюков".

Edited at 2015-10-26 19:52 (UTC)

увы, с итальянцами не знакома, хотя их культура очень интересна.
но почему именно там мафия так сильна, это же тоже - национальный характер.

Мафия сильна в Италии из-за семейных традиций. В Италии любое дело семейное, и преступность тоже. Семья там главная ценность, а гос. политика, то что самое главное для русского, почти ничего не стоит в глазах итальянца.

Например, Муссолини в Италии простые люди упрекают в одном, он в конце своей карьеры, уже после того как Гитлер поставил его главой севера Италии, сдал немцам своего зятя Галеаццо Чиано, бывш. министра иностранных дел Италии. Немцы Чиано расстреляли. Фашизм Муссолини в Италии простили, а то что сдал родственника - нет, до сих пор вспоминают с осуждением. Это в Италии сильно "не по понятиям"

Edited at 2015-10-27 14:52 (UTC)

я так понимаю, что вся их история с фашизмом - это попытки возродить память о былом величии Рима, те же "скрепы".
а вот семейственность, теоретически, появляется, как ответ на длительное внешнее давление, люди прячутся в кругу своих, на кого можно положиться, это, видимо, очень давняя история....

Совершенно верно. Там не то что власть все время менялась, а даже и государственное устройство, так что люди правительству Рима совершенно не верят. А семьи у итальянцев большие, с родственниками.

Вообще если итальянцам дать волю, по куча провинций (бывших городов - государств) немедленно бы отделилась. Помимо Венето, это и Пьемонт, и Ломбардия (там и партия есть за отделение), и Тоскана разумеется. Жизнь людей бы при этом не изменилась никак, потому что она все равно по семьям проходит.

А детей как в Италии любят... В общем я там пересмотрел свои ценности радикально, и больше никогда после Италии не менял. Государство ничто, семья - все, а после семьи главная социальная ценность - город. И список ценностей на этих двух позициях для меня заканчивается... :)

Edited at 2015-10-27 16:52 (UTC)

Итальянцы в таких важных вещах ошибиться не могут. Италия основа гуманитарной европейской культуры, стоящей, да на древних фундаментах, Германия, Франция и Англия только копировали итальянцев (хотя сами пошли в разных конкретных областях и дальше). Раз в Италии это так, значит так и надо жить, верное дело. Я так ни разу не пожалел, после того как у меня подобное просветление случилось. :). Семья, город, это да, остальное - шахматы.

Чего и всем желаю. Но увы, русские люди очень религиозны, отчаянно "платоничны" и верят во всякие идеи, иногда вроде ничего идеи, но чаще странноватые. Поэтому русские всегда ругаются между собой, когда их статичные идеи сталкиваются.

Но моя позиция точно правильная по гуманитарным вопросам, не сам выдумал. Гранит. Остальных мне жалко, например живущих по образцам, которое показывает ТВ, но помочь ничем не могу. Порядок в голове - порядок в жизни.

Edited at 2015-10-27 17:07 (UTC)

ну, тему их культуры мы обсуждали, для меня все несколько по-другому, если помните.

ну и вообще, философия буддизма мне ближе, семья вещь суперважная, но не всякая жизнь предназначена для ограничения семьей, и не всякие идеи плохи, без идей вообще прогресса не было бы. и....вообще, всё индивидуально.

Если вы считаете, что и в России, и на Западе нынешняя культура имеет мало общего со своими древними историческими корнями, то какой тогда смысл рассуждать про средневековых рыцарей и трубадуров?

корни никогда никуда не деваются, они создают национальный характер.
и то, что у нас до 60-70-х годов 20 века продержалось крепостное право (крестьяне без паспортов)- тоже связано с нашим поздним вхождением в мировую культуру, и нынешняя инертность масс тоже оттуда.
просто мы - еще очень молодая страна и нам свойственны "ошибки молодости":)

ну не повезло нам, не успели римляне нас присоединить к своей империи :)
а всё отсутствие у них тёплых зипунов и портков:)

Понятно: православие с его духовностью и самоотверженной жертвенностью ради Отечества и близких людей вы категорически не хотите включать в список черт российского национального характера: сразу же говорите, что это было давно и к нынешним реалиям никакого отношения не имеет. Зато крепостное право и отсутствие исторической колониальной зависимости от культуры Римской империи вы охотно перечисляете в качестве определяющих национальный характер качеств.

проведем логический анализ ваших утверждений:
/православие с его духовностью и самоотверженной жертвенностью ради Отечества и близких людей вы категорически не хотите включать в список черт российского национального характера/ - я ничего подобного не говорила, хотя, заменив слово "православие" на любую другую конфессию, получим универсальный лозунг для определения национального характера любой соответствующей страны:))

/ говорите, что это было давно и к нынешним реалиям никакого отношения не имеет./ - я говорю ровно противоположное - корни никогда никуда не деваются!

/отсутствие исторической колониальной зависимости от культуры Римской империи / - как у вас чувством юмора - зипуны и портки вас ни на что не натолкнули?:)))
а как со знанием истории? именно страны /колониальной зависимости/ - резко рванули вперед в своём развитии:)



  • 1