?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

  • 1

Re: О ЗаÑаре Прилепине

А зачем колебаться с линией? Нужно просто говорить о вещах, которые считаешь важными.

И я не согласен, что сравнение не в пользу ГШ. Его книги пробудили в людях больше добрых чувств, чем прилепинские. А то, что ГШ в основном занимался беллетристикой, а не серьезной литературой - это отдельный вопрос. "Мастер и Маргарита" - тоже в некотором роде беллетристика. Сильную беллетристику отличить от серьезной литературы невозможно. На мой взгляд, именно как беллетрист ГШ способен писать вещи гораздо более серьезные и значимые, чем все остальные российские "серьезные писатели".

Литературный мир ГШ - это мир парадоксов, головоломок, интеллектуальной и тонкой стилистической игры. Его беллетристическая проза легка, как музыка Моцарта. И в ней, как и у Моцарта, порой проступают бездны, от которых становится жутко. Мне кажется, что от всего этого нужно не отказываться в пользу "серьезной литературности", а наоборот, позволить расцвести в полную силу. И результатом как раз будет серьезная литература.



Edited at 2015-10-30 13:57 (UTC)

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Ну что за сравнения, - "Кто сильнее - кит или слон? Кто лучше - Толстой или Достоевский?".

Серьезная литература/беллетристика - деление достаточно условное, это - всего-навсего форма, в которую автор "упаковывает" свои мысли и чувства. Стругацкие, к примеру, вообще писали фантастику, но кто скажет, что они писали пустяки?

Политические взгляды авторов мне глубоко фиолетовы, и жестоковыйный либерализм Акунина, и "колебания с линией партии" Прилепина, в данном случае я - циничный потребитель, пусть пишут больше и лучше; после писателя (настоящего писателя) остаются книги, а о таких пустяках, как его политические взгляды, помнят преимущественно литературоведы.

Re: О ЗаÑаре ПрилеÃ

Поддерживаю :)

Re: О ЗаÑаре Прилепине

В принципе это справедливо. Было справедливо до статьи Прилепина. Но Прилепин первый начал спорить с Акуниным, тем самым заставив читателей сравнить в каком весе боксеры.... И одержит ли победу молодость на этот раз...

Edited at 2015-10-30 14:14 (UTC)

Re: О ЗаÑаре Прилепине

В данном случае бодались не писатели, а публицисты - и чего тут взвешивать? Мнение Прилепина показалось мне более обоснованным, но все это, по большому счету, чепуха, - публицистов полно и без них, а Писателей - мало.

"Патология" не понравилась общей идеей произведения, - солдаты напились в умат, напились до такой степени, что даже не выставили часовых, - и почти все были перебиты, но виноваты, оказывается, генералы, которые "продались" и не предупредили о возможном нападении чеченов... Потрясающее по степени инфантильности мировосприятие.

Edited at 2015-10-30 17:00 (UTC)

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Вообще-то некорректно переходить с предмета спора на личности. Я Прилепина не читала, но готова поверить на слово, что он - современная инкарнация Толстого. И что? В споре Толстого с Боборыкиным Толстой прав по определению "патамушта он Толстой"? Да здравствует Паниковский с бессмертным аргументом: "А ты кто такой"?

От блога Прилепина меня выворачивает наизнанку (поэтому, наверное, и книг не читала), но в данном случае он прав. Нельзя сравнивать обьекты из совершенно разных категорий. Кого куда приписать - это второй вопрос, но поэтов с поэтами, политиков с политиками. Тем более, как показала печальная практика, принадлежать одновременно к народу Гитлера и к Шиллера вполне возможно.

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Прилепин - Толстой это несерьезно даже обсуждать (или вы частицу "не" потеряли ?). Одно время хотя писали Солженицын - Толстой нашего времени, но и это было сильное преувеличение.

>>>> Тем более, как показала печальная практика, принадлежать одновременно к народу Гитлера и к Шиллера вполне возможно.

Нет, для людей искусства это невозможно. Что-нибудь одно. Гитлеровская культура сегодня в Германии не существует вообще ни в каком виде, умерла. Ну сняла Рифеншталь пару неплохих фильмов, да и то, это публицистика в основном. А ведь при Гитлере были фашисты - писатели, но их больше не издают.

Вся целиком немецкая культура сегодня это "культура Шиллера".

Edited at 2015-10-30 17:10 (UTC)

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Я же сказала, что не читала Прилепина. С Толстым сравнила просто для примера - каков бы ни был масштаб таланта, он не делает обладателя таланта автоматически правым.

Человек с хорошим литературным вкусом вполне может обладать низкими нравственными качествами.

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Это да, но фашизм это не безнравственность. Фашизм выводит человека за пределы цивилизации и европейской культуры. Мне в принципе неизвестны ни хорошие писатели - фашисты, ни художники или кинематографисты - фашисты.
Я это не о Прилепине, оговорюсь.

Цивилизация не развивается в этом направлении, а исключительно в противоположном.

Edited at 2015-10-30 17:43 (UTC)

Первая серия Ивана Грозного Эйзенштена чисто фашистский фильм, но гениальный. А вторая серия уже противоположной направленности, но гораздо хуже.

Добавьте Рифеншталь. И все. На всю историю цивилизации. А противоположная направленность сняла в ХХ веке тысячи прекрасны фильмов, сотни замечательных режиссеров. Десятки супер режиссеров.

Тупиковое направление есть тупиковое направление. Народ не является субьектом истории, а только пассивным объектом приложения сил особо одаренных одиночек, фашисты ошибались. Никакого германского духа или русского духа не существует в природе. Поэтому нет никакого смысла с любыми благими намерениями убивать народ миллионами, это многое отнимает и ничего не дает взамен.

Убив богатых и образованных, фашисты уничтожили Россию, отбросив ее на 500 лет назад. Убив евреев, фашисты уничтожили Германию, отняв у нее право стать ведущей мировой державой.

Edited at 2015-10-30 19:28 (UTC)

Я вовсе не собирался защищать фашистов. Просто привел пример. Вот еще один роман вспомнил, фашистский по идеологии: Князь мира сего Климова. Не читали? Очень любопытная книга.

Климова читал, не эту а что-то другое :) :). Ну ему то в фюреры не выбраться, таланта нет. Одних идей мало, дар нужен. Дар обмана все равно дар. Потом Климов на ненависти все строит, а Гитлер как ни странно, на любви пытался строить. Любовь конечно более твердая почва чем голая ненависть.

Edited at 2015-10-30 20:00 (UTC)

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Я не о Творческих Личностях, о народе. Простом народе (терпеть не могу этот снобистский эпитет). То есть тех, кто с восьми до пяти с перерывом на обед создает не бессмертные шедевры, а сиюминутные ведомости, чертежи и детали. Сколько таких людей искренне обливалось слезами над томиком Шиллера и так же искренне боготворило фюрера?

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Все. Но в фюрере они ошибались. Люди глупы, и хитрый фюрер их грубо надул, обвел вокруг пальца. Фюрер влез в историю с черного хода, оставив глупых немцев в дураках. Они теперь только поняли, и каются на каждом углу. "Мы были дураки, мы были дураки, мы были дураки..."

Меркель искренне обрадовалась сирийским иммигрантам, теперь можно взять миллион, а лучше вообще всех, и это докажет миру что немцы больше не фашисты.

Edited at 2015-10-30 19:51 (UTC)

  • 1