?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

  • 1

Re: О Захаре Прилепине

+стопяцот!
Прилепин, по сравнению с ГШ, школяр, еще не имеющий настоящего стержня собственных, а не подхваченных где попало убеждений. поэтому его и заносит в шовинизм киселевской пропаганды, а вот станет ли он взрослым, кто знает.
одного таланта для литературы мало, нужен крепкий базис, иначе мир, который ты создаешь будет трещать по швам.

потому, что автор и его герои - одно и то же.

у ГШ мир построен на мощном основании его убеждений, где честь и достоинство - основной стержень.

Edited at 2015-10-30 14:33 (UTC)

Re: О Захаре Прилепине

С этим я, пожалуй, с некоторыми оговорками соглашусь. Вот только задам вопрос: если речь идет о "собственных, а не подхваченных где попало убеждений", то почему патриоты и либералы не озвучивают весь непрерывный спектр взглядов, а сбиваются в две большие и относительно идеологически однородные группы? откуда такая бинарная дискретность взглядов, если убеждения и вправду "собственные, а не подхваченные"?

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Потому что тюремщики и ЗЭКи. Могут ли надзиратели и заключенные "озвучивать непрерывный спектр взглядов" ? Нет конечно.

Edited at 2015-10-30 14:57 (UTC)

 JR8|hC`Pzn:o)&J)< d

А Навальный, мечтавший отправить половину госчиновников за решетку, и наша 12_natali, твердившая о Гааге, - они тюремщики или зэки?

Или, например, шахтеры, в свое время массово бастовавшие из-за мизерной зарплаты и матерившие либеральную приватизацию своей отрасли, - они тюремщики или зэки? Лично мне не очень понятно.

Или, например, одни люди настаивают, что Россия должна идти общим европейским путем развития. А другие доказывают, что она должна идти своим собственным российским путем. Кто из них - тюремщики, а кто - зэки?







Edited at 2015-11-01 17:11 (UTC)

Те кто у власти в данный момент те и тюремщики. Но могут поменяться ролями, что все равно не приведёт к применению. Сегодня те кто за патриотизм свой уникальный не на кого не похожий путь тюремщики. В 90е было наоборот

Наоборот не было, а было то же самое. Изменение официозной демагогии с псевдолиберальной на псевдопатриотическую не изменило характера власти. Да и люди, в значительной степени, остались те же. Случаи перехода из власти в оппозицию крайне редки. Кроме Немцова никого и не припомню. Еще Касьянов, но он был на своей вершине не в 90-е, а в нулевые.

Re: О ЗаÑаре Прилепине

да люди вообще характеризуются не возрастом в паспорте, а самодостаточностью убеждений, можно и в 80 быть наивным ребенком, или в 18-ть взрослым, важна внутренняя работа.

именно поэтому кто-то восхищается "крепкой рукой" Сталина, не в состоянии осмыслить его роль, а только наслушавшись таких же инфантильных субъектов.

а кто-то уже в первых автозаках, куда засовывали мирных демонстрантов различает надвигающийся кошмар тоталитарной власти.

Re: О ЗаÑаре ПрилеÃ

Так ведь тоталитарные автозаки - прямое логическое продолжение либеральных залоговых аукционов и криминальных разборок. Один бандитизм плавно породил другой.

Re: О ЗаÑаре ПрилеÃ

н-да, опять либерализм стал расшифровываться, как бандитизм?:)
это мы уже проходили....
оставим вольную трактовку термина на вашей совести.

Re: О ЗаÑарÃÂ

Вы же не протестуете, например, когда коммунизм расшифровывается как сталинизм

Re: О Захаре Прилепине

Мне кажется, что политические взгляды мало повлияли на литературное творчество как Прилепина, так и Акунина. И это хорошо, т.к. часто политика здесь действует разрушительно. Так старший товарищ Прилепина Лимонов уже давно практически перестал писать нормальные художественные произведения и стал политическим писателем. А младший товарищ Прилепина Шаргунов стал штатным пропагандоном, участвует во всех мерзких политических телешоу. А ведь был очень образованный начитанный мальчик.

Re: О Захаре Прилепине

в неявной форме полит-взгляды обязательно присутствуют.
а Эдичка....фу, даже говорить неохота...

Расхожий взгляд на творчество Лимонова, особенно женской части общества, определяется только одним его произведением. А точнее только одной сценой в этом произведении. Этот взгляд отлично выражается Вашей фразой: Фу. Между тем, Лимонов один из лучших современных писателей, тоже из первой десятки.

понимаю о чем вы, но я совсем не об этом, он стал на старости лет каким-то одиозным шутом, и это грустно, и смотреть на него очень неприятно.

Секс хорошо описывать в молодости. Старый развратник смешен. Еще, у Лимонова нет высшего образования, и это очень чувствуется в его политических опусах. Отсутствие кругозора в старости больно бьет.

Мне у Лимонова "По тюрьмам" понравилась больше всего. Это роднит его с Прилепиным. Возможно НБП развивает тюремный жанр литературы, для России традиционный. Хотя это дорогая цена, сидеть по тюрьмам ради того чтобы потом это описывать в книгах в жанре экстремальной журналистики.

Edited at 2015-10-30 18:25 (UTC)

  • 1