?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

  • 1

Re: О Захаре Прилепине

Чтобы написать что-то очень яркое, надо свою личность, свою жизнь подключать в книги, а Акунин везде прячет личность автора. Исключительно поэтому. Можно конечно вычислить из текстов по крупице, но это занятие не для среднего читателя.

При всем при этом у Акунина есть десяток книг не слабее Обители - лучшей книги Прилепина (не сравнивая их). "Турецкий гамбит", "Азазель", "Коронация", "Смерть Ахиллеса", "Нефритовые четки", "Алмазная колесница", "Вся жизнь театр" etc

Edited at 2015-10-30 17:01 (UTC)

Re: О Захаре Прилепине

"Весь мир-театр" :)

Да, прячется ГШ. Надо ему под новым псевдонимом попробовать что-то более личное написать. Не уверен только, что получится. Выставление своей персоны напоказ требует практики длиною в жизнь. Не знаю, можно ли успешно начать заниматься этим в конце шестого десятка. Мне кажется, в качестве российского Шекспира у него больше простора для творчества.

Re: О ЗаÑаре Прилепине

Может быть и да. Но 60 лет это не возраст для писателя. Умберто Эко и в 80 книги строчит.

Re: О ЗаÑаре ПрилеÃ

Да, в 60 писатель только-только обретает зрелость

 JR8|hC`Pzn:o)&J)< d

У Акунина другая проблема, мне кажется за границей трудно хорошо писать по-русски и о России. А писать по-французски о Франции он так же хорошо не сумеет скорее всего.

Edited at 2015-10-30 17:36 (UTC)

Re: О ЗаÑарÃÂ

А Гоголь, Тургенев, Достоевский?

Re: О ЗаÑарÃÂ

Только Тургенев. Гоголь и Достоевский - туристы. Тургенев да, исключение. И Набоков исключение. Больше кажется нет.

Возможно ГШ надо пожить лет 5-10 заграницей, чтобы лира зафальшивила. А может меньше. Судя по последним двум книгам это произойдет скорее рано чем поздно. Книги еще хорошие, но уже немного странные. Современному русскому человеку с советским прошлым на Западе приходится испытывать культурный разрыв, шок, неизвестный Тургеневу и Набокову.

Edited at 2015-10-30 18:26 (UTC)

Лично я не испытал никакого культурного шока, приехав жить и работать в Европу. Европа столетиями прорастала в российскую культуру литературой, живописью, музыкой. Встреча с Европой - это встреча с давно и глубоко знакомым, пусть и не во всех деталях. Тем интереснее эти детали узнавать.

А вот приехав в Америку, я действительно испытал шок. В Америке ожидаешь встретить смесь современной европейской культуры с памятью о ковбоях и Диком Западе. А приехав, понимаешь, что дух Америки - это прежде всего дух религиозных беженцев-пилигримов, немного разбавленный духом политических беженцев. Ни в России, ни в Европе, ни в Азии ничего сравнимого нет. Это абсолютно другая культура. И американский изоляционизм, и американская инициатива и независимость, и американское мессианство, и американская искренняя готовность помочь тем, кому трудно, и дать им приют, - всё именно оттуда.

Edited at 2015-11-01 17:27 (UTC)

Не думаю, что Обитель лучшая вещь Прилепина. А в список Акунина я бы добавил Пелагию, а Театр выкинул.

Это у Вас справедливое замечание. Но есть магия театра, актеров и актрис. Стихия театра. Детектив в театре это особый жанр, и написать его не просто. По моему автор справился, я пока читал книгу ощущал себя в театре. Сравните Дети райка например. Или я отношусь к одному из 16 типов, по классификации автора, а именно к людям особенно неравнодушным к театру и актерам ?

А я театр не люблю. В юные годы ходил в Современник и Таганку. Но уже давно в театр не хожу. Последнее, что я видел, это Виктюк. Где-то в конце восьмидесятых - начале девяностых. Потом хотелось сходить на Анатолия Васильева, но так и не сходил. Или на какой-то репетиции был у него еще в подвале. Последние годы все собираюсь на Крилла Серебренникова, поскольку люблю его фильмы, но пока не выбрался.

Я в молодости ходил по театрам иногда каждую неделю. Таганка, Ленком, Сатиры, Современник, Большой, Вахтангова. В театрах На Таганке и Сатиры в 70е годы кажется все спектакли видел. Сейчас реже. За последние годы сходил на "Причал" и "Бесы" в театр Вахтангова и на "Вишневый сад" в театр Моссовета. В этом году увлёкся фортепьянными концертами. Вспомнил добрым словом маэстро Бартоломео Кристофори - изобретателях этого инструмента.

  • 1