?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.


  • 1
Отношение к автору определяет и отношение к его тексту. Вы без особого интереса отнесетесь к тексту, озвучиваемому одиозным телеведущим, но внимательно будете слушать тот же текст из уст крупного ученого. Поскольку будете понимать, что первый делает это ради денег и карьеры и в конечном итоге - чтобы Вас одурачить, а второй - скорее всего, честно делится с Вами глубоко продуманными им вещами.

И я не согласен с тем, что на этом сайте нет идеалистов в том первоначальном значении, которое я имел в виду. То есть, людей, которые делают что-то ради общественного блага, даже если это не приносит лично им особой пользы. И которые верят, что окружающие способны поступать так же. Причем, совершенно неважно, проповедуют ли они при этом науку и технологии, или права человека, или что-то еще. В этом смысле, человек, из чувства сопереживания призывающий непрактичных граждан своей страны думать о выгоде, - скорее идеалист. А человек, проповедующий согражданам права и свободы или какие-то иные ценности главным образом потому, что он хочет соблюдения собственных прав и свобод и уважения со стороны общества к своим ценностям, - идеалистом не является.

В свете сказанного, к текстам 12_natali возможно относиться с некоторой долей сочувствия, лишь если их пишет реальный человек, искренне верящий в то, что проповедует, хотя и не слишком уравновешенный и потому не слишком утруждающий себя тщательной проверкой приводимых фактов и ссылок. Как заказной материал эти тексты совершенно не соответствуют уровню читателей блога ГШ, и способны дискредитировать скорее саму 12_natali и проповедуемые ею взгляды, чем тех, на кого она нападает. В этом смысле они не обладают "содержанием": вне контекста личности их автора становится вообще непонятно, как к ним следует относиться.

Что же касается текстов ГШ, то он - автор, по его собственному признанию, головной, планирующий и не спонтанный. Осмыслить его тексты возможно лишь в контексте его целей, а значит - в контексте его личности и ценностей, включая отношение к России. Они не просто важны, но играют центральную роль в осмыслении того, что ГШ пишет.

С какой бы жизненной ситуацией это сравнить? Ну, например, представьте, что Вам оказывает знаки внимания молодая красивая женщина. Можно, конечно, просто радоваться этим сиюминутным знакам внимания, не без приятности размышляя о её красоте, чувстве юмора и интересности суждений. И идти всему этому навстречу, не особенно задумываясь над тем, чего она от Вас хочет. В результате такого подхода Вы можете обнаружить себя как в роли любовника, наставляющего рога мужу, так и в роли жениха, а затем - мужа и отца семейства. Или, скажем, в роли оплачивающего её счета благородного и заботливого друга. А если совсем не повезет - то и в роли жертвы ограбления или шантажа. Так и с чужими текстами. Можно, конечно, их просто читать и обсуждать их "содержание", не задумываясь, кто и зачем их для Вас пишет. Но это довольно рискованный подход.



Edited at 2015-11-09 11:35 (UTC)

>>> То есть, людей, которые делают что-то ради общественного блага, даже если это не приносит лично им особой пользы.

Общественное благо - тоже форма расчета и эгоизма вообще говоря. Платон называл подобный подход порочной идеей (или омраченной идеей). Писать ради общественного блага означает жертвовать истиной ради материального блага отдельно выбранных людей или групп людей, что глубоко ошибочно. В этом смысле любая социальная пропаганда порочна изначально.

>>>>> Можно, конечно, их просто читать и обсуждать их "содержание", не задумываясь, кто и зачем их для Вас пишет.

Это очень легко в действительности. По двум трем ключевым словам сразу видно чьи уши торчат. При должном развитии абстрактного мышления конечно.

Мы тут в блоге наблюдаем столкновение разных форм социального эгоизма, где каждый предсказуемо гребет под себя.

>>>>> Осмыслить его тексты возможно лишь в контексте его целей, а значит - в контексте его личности и ценностей, включая отношение к России. Они не просто важны, но играют центральную роль в осмыслении того, что ГШ пишет.

Да нет в том то и дело. Ценности у ГШ просты как грабли, и не меняются. В его книгах главная роль принадлежит объектам художественного творчества, а не политике.

ГШ - художественно-коммерческий писатель, а не публицист, по заработкам за книги кажется на 1м месте в РФ.

Edited at 2015-11-10 16:58 (UTC)

  • 1