?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

  • 1

 JR8<b xx 7V  ;A Cum* 7AhԌd

Если вам кажется, что стихи посвящены свободе художника от диктата власти, то не стану с вами спорить. Но посоветовал бы вам по крайней мере получше изучить историю вопроса. Например, что означают символы коня и змеи. И почему хазары, которым Олег "сбирался отмстить" были названы Пушкиным не жестокими, не коварными, а всего лишь "неразумными". И что примечательного в политическом отношении произошло с Пушкиным перед написанием этого стихотворения в Кишиневе. Для меня эти стихи Пушкина - мудрое предостережение власти не играть с огнем и множить число не врагов, а союзников. Но вы совершенно правы: каждый решает для себя сам.

Edited at 2015-11-29 14:16 (UTC)

Re:Злая гадюка кусила его – И принял он смерть от коня с


Любите Вы все усложнять! Отыскивать то, чего нет. Разве я говорила, к примеру, что Пушкин написал «про Цареград»? Это же Ваши домыслы. Теперь вот отправляете меня «изучить историю вопроса». Зачем мне этот вопрос? Какое отношение эти изыски современных исследователей имеют к Пушкину?! У него-то все предельно точно, ясно, просто! Потому что все великое просто и ясно! Потому что путь в большой литературе пролегает не от простоты к сложности, а от сложности к простоте, т.к. ясность и простота гораздо сложнее сложности, и достичь их гораздо труднее (речь, разумеется, не о той простоте, которая «хуже воровства», а об истинной и высокой). Сколько пустопорожних говорунов расплодил наш информационный век! а гении чаще всего просты и доступны!
Ничего примечательного «в политическом отношении» с Пушкиным не происходило; хазар назвал «неразумными», потому что это наиболее точная и емкая характеристика оных; а символика вообще притянута за уши. Не усложняйте! Литературовед-пушкинист С. Бонди писал о балладе, что это пересказ сохранившейся в древнерусской летописи легенды. Пушкин русскую историю любил! Он не только поэтически воспроизвёл летописное предание, но и выразил свою любовь к старине, создал прекрасные и правдивые образы. Авторское отношение к его героям всегда интересно. Вот пушкинское. Цитирую его письмо к А. Бестужеву: «Тебе, кажется, «Олег» не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в СВОЕЙ ПРОСТОТЕ (выделено мной) имеет много поэтического».
Позвольте и мне дать Вам совет – не следует приписывать автору того, что рождают Ваши фантазии.

 JR8<t O< L8(w `C@dIlڧpxѡCAb3@~@Xd

"Ничего примечательного «в политическом отношении» с Пушкиным не происходило..."

Ева, ну нельзя же быть такой наивной. Именно в Кишиневе, в ложе "Овидий" Пушкину открылись планы будущих декабристов. Из-за которых император Александр Павлович и закрыл сначала кишиневскую ложу, а потом - и все остальные ложи. И отказался от планировавшихся им конституционных реформ. Но предостережение Пушкина оказалось трагически верным: притаившаяся в черепе российской дворянской элиты змея заговора дождалась своего часа и ужалила. Положив начало долгим десятилетиям реакции и традициям героизации политического террора в интеллигентской среде, потом вылившимся в кровавую революцию и гражданскую войну. В бессмысленный и беспощадный русский бунт.

Всё повторяется в российской истории. А к поэтам и волхвам, как всегда, никто не прислушивается.




Edited at 2015-11-30 16:34 (UTC)

  • 1