?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Другой Путь
borisakunin
    Так называется второй в моей жизни «серьезный» роман, который сегодня выходит в свет (ужасно люблю это старинное выражение).


   
    «Серьезными» я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю. Часто говорят, что писатель кокетничает и врет, когда заявляет, будто написал книгу для самого себя. Книги-де всегда пишутся для того, чтобы их прочли другие люди.
    Не согласен. Не всегда. То есть, конечно, это прекрасно, если прочтут и оценят, но homo scribens - это такое существо, которое может разобраться в головоломной теме, только когда пропустит ее через письменный текст. В свое время я написал книгу «Писатель и самоубийство» именно для этого – чтобы разобраться в сложной проблеме. Но тогда я был намного моложе и немного глупее. Я не понимал, зачем в наши времена вообще писать серьезные романы. Потом понял: такая литература – единственный способ заглянуть в жизнь не своими глазами и даже отчасти прожить чужую жизнь. Никакой иной род искусства подобной возможности не дает.
    В серии «Семейный альбом», начатой три года назад романом «Аристономия», я сначала выстраиваю некую концепцию, а затем испытываю ее двойной проверкой. Во-первых, пропускаю ее через опыт, характер и внутренний мир другого человека, своего героя – я сам, может быть, подошел бы к теме иначе.   Во-вторых, я отдаю теорию на растерзание жизнью – это способен совершить только художественный текст. И пишу я его без поддавков, без заранее разработанного плана – в отличие от архитектурно расчетливой беллетристики. Я бросаю своих персонажей в воду и смотрю, как они будут барахтаться, выплывут или утонут, и если выплывут, то к какому берегу прибьются. Я никогда в начале не знаю, чем всё закончится. Мне интересно, а иногда страшно. Думаю, при прочтении это чувствуется.
    «Семейный альбом» - это рассказ о российском двадцатом веке, пропущенном через судьбу одной семьи. Даются фотографии из семейного альбома, с каждой связана какая-то история.
    Вот некоторые снимки из «Другого Пути»:


    Не знаю, дойду ли я до современности и вообще двинусь ли дальше, либо же второй книгой всё и закончится. Первая была про 1910-годы – революция, гражданская война. Вторая – про 1920-е. Подступаться к 1930-м что-то жутковато.

    Если в «Аристономии» мой герой сочиняет трактат о мире больших идей и высоких целей – о Большом Мире, то «Другой Путь» - это про Малый Мир, мир чувств, привязанностей, семьи, счастья.
    Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе.
    А впрочем глупо писателю пускаться в объяснения, зачем он написал роман да какая идея проходит через него красной нитью. Кто станет читать и доберется до конца (а это будет нелегко) – узнает.

   
«Бумажная» книга с сегодняшнего дня продается в книжных магазинах.

Кто любит читать в электронном виде – вот ссылка на fb2. и вот ссылка на epub под ipad.

Кто предпочитает аудиовариант – он здесь . Читает мой любимый Александр Клюквин.

Прочтете – делитесь мыслями и впечатлениями. Буду на ус наматывать.

  • 1
Может быть, Клобуков пишет о Настоящей Любви, вспоминая более поздние события, еще не описанные в романе?

А в аналогии между творчеством и любовью я как-то не уверен. Надо поразмышлять на эту тему.

Если судить по его трактату, то даже если он и пережил в будущем НЛ, то как-то этого не заметил)) Не опознал её, да и не понял, что в его жизни было. Заметила, что люди, пережившие НЛ, обычно недоуменно говорят одну фразу: "Я не понимаю.." и умолкают)).

А про творчество.. Ни чем иным, как талантом Любви обладала Соня. Она могла любить и Бога, и Бляхина, и его друзей и кошку и всё вокруг. Облагораживая и украшая жизнь. Была у меня родственница, Сонина ровесница. Читая, прям узнала её)). Также в те годы оказалась в непривычной среде. Но, не смотря ни на что, забыв о себе, преодолевая нужду, усердно делала прекрасней жизнь и быт своей семьи. Муж много работал и однажды когда его не было дома к ней, замужней с двумя маленькими детьми, пришел свататься обеспеченный товарищ, с которым она была едва знакома. Он предложил ей развестись с мужем, выйти замуж за него и переехать с детьми в отдельную квартиру. Давал время подумать. Что-то он разглядел в ней, раз решился на такое. Но она отказалась. И никогда не жалела об этом, хотя многое ещё потом пришлось пережить...
Я обрадовалась, что Бляхин прогнал Соню. Такие женщины, способные на преданную Любовь, достойны другого спутника жизни. И он, как замечено, не заставляет себя ждать.

Интересно, Дафна: перед этим Вы сравнивали любовь с "божественной музыкой", которую "надо слушать сердцем". А теперь, описывая женскую любовь, Вы написали "облагораживая и украшая жизнь". И о любви другой женщины написали похоже: "усердно делала прекрасней жизнь и быт своей семьи". А про мужчин пишете: "муж много работал", "обеспеченный товарищ", "выйти замуж за него и переехать с детьми в отдельную квартиру". Теперь в Ваших описаниях акцентирован не "музыкальный", а хозяйственно-экономический аспект отношений. Почему так?

  • 1