?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Зима! Крестьянин торжествуя
borisakunin
     У меня вышел третий том «Истории Российского государства». Называется «От Ивана III до Бориса Годунова».
     Первые два тома я писал в совершенном хладнокровии, словно про какую-то другую страну (от той Руси действительно ничего или почти ничего не осталось), а тут не оставляло ощущение, будто рассматриваешь детские снимки кого-то хорошо знакомого. Это уже наше государство - то самое, в котором мы живем поныне. Оно пока еще в младенческом возрасте, но глаза, нос, уши не спутаешь, да и некоторые черты характера распознаются.
     Мне в свое время на моем историческом отделении почему-то не объяснили очевидную истину: что Российское государство возникло не в девятом веке при Рюрике и Вещем Олеге, а в пятнадцатом, при  великом князе Иване Васильевиче III. Так мы с тех пор в этом доме и обитали, только обои меняли,  мебель переставляли, да иногда управдомов в окно выкидывали.
     Добравшись до начала XVII века, я, кажется, начинаю понимать, почему Россия – такая, какая она есть. Наметились первые выводы, появились первые ответы.  Не знаю, согласятся ли со мной читатели. Прочитаете - расскажете.
     Когда я держу в руках эту красивую книгу, меня расстраивает одно: она жутко дорогая. Ее, как и предыдущие тома, печатали в Венеции, и при нынешнем курсе рубля это очень задрало себестоимость. Может быть,  с четвертым томом придется поступиться полиграфическим качеством ради большей доступности.



   Это рука – чья надо рука. Это руководящая рука: Марии Сергеевой, ведущего редактора Проекта. Кстати говоря, вдохновившись тем, что мы издаем по каждой эпохе сдвоенные тома – исторический и беллетристический, - Маша взяла и на прошлой неделе родила двух сыновей.
Считаю, было бы правильно, если бы она назвала их Иваном в честь Ивана Третьего и Борисом в честь Годунова.

     Есть еще два электронных варианта, относительно недорогие.
     Иллюстрированный вот здесь.

     Обычный, текстовой – здесь.

     И есть аудиовариант для тех, кто вроде меня пристрастился слушать книги за рулем, в спортзале или в транспорте. Читает Александр Клюквин, как всегда замечательно.

     Издательство обещает устроить в больших магазинах специальные стеллажи для проекта «ИРГ». Основное место там будут занимать не книги моего авторства, а «Библиотека ИРГ» - лучшие произведения историков и беллетристов по каждой эпохе.

   На фанфаронское слово «грандиозный» не обращайте внимания. Я попросил его убрать.

     А «Библиотека» собралась уже довольно большая, и в ней действительно все самое лучшее:

   (Это уже старый снимок. Теперь книг больше).



     В общем, давайте интересоваться отечественной историей. Давайте относиться к ней честно и по-взрослому: без брехни, без самолюбования, без посыпания головы пеплом и раздирания рубахи на груди. Что было – то было, как прекрасное, так и ужасное. Главное только не выдумывать того, чего не было.

 


  • 1
Раскольников, убивая старуху-процентщицу, бравшую ростовщические проценты, и ее беременную сестру Лизавету, тоже поступил справедливо по сути, но уголовно по форме.

Да. Поэтому читатель жалеет Родиона Романовича. А в конце мать-земля его прощает и проститутка с золотым сердцем даже целует и всячески любит.

Это неоднозначная книга. Она делит людей на "тварей дрожащих" и "тех кто право имеет". Раскольников оказывается "тварью", но вопрос остается открытым. Ведь доказательств на Родиона у следствия не было, кроме его же "чистухи". Оказался бы потверже - не загремел бы на каторгу, такова мораль книги номер 2. Тогда можно было бы и продолжить победное шествие в Наполеоны. Первый блин комом, ну и что ж.

Достоевский это dark philosophy.

Видите тут даже ФМ оставляет вопрос открытым. А я что, я тем более. Поживем, увидим прокатит Крымнаш или нет. Любую теорию в том числе и Раскольникова проверяют экспериментом.

Edited at 2015-12-21 22:47 (UTC)

Ницше всерьез настаивал на том, что романы Достоевского учат не быть "тварью дрожащей", а "иметь право". Хороший урок для философствующих писателей: нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.

Ницше умный, хотя и нервный, но наш ФМ еще умнее. Более точно было бы сказать, что Достоевский предлагает философский выбор. Кому-то роднее так, а кому-то наоборот. Каждый уходит с подарком. В итоге все читатели довольны, книга раскупается.

Я в школе Ницше обожал, отец принес из какого-то спецхрана 13-томник, прочел целиком, не отрываясь. Заратустра мне не очень понравился, слишком поэтично на мой вкус, а Сумерки идолов, так в восторге оставила. И "По ту сторону добра и зла" тоже хорошая.

Edited at 2015-12-21 23:35 (UTC)

Мне тоже мешала поэтичность в произведениях Ницше. Я больше всего ценю его Генеалогию морали, где изложение более строгое.

ИМХО позиция Достоевского однозначна: он на стороне Христа. Но почти во всех его героях Бог и Дьявол борются между собой. И он глубоко показывает обе стороны. В этом гений Достоевского.

Хороший художник своими произведениями способен сказать больше даже чем он сам знает или считает правильным.

Достоевский на стороне Христа, но жизнь Достоевского это дьявольщина в значительной степени (участие в терроризме, каторга, разврат, страсть к игре и так далее). В итоге в произведениях безусловного гения мы видим представительство и той и другой стороны. Дьявол в книгах Достоевского постоянно выглядывает и строит рожи и там и сям.

Для сравнения, например Толкиен во "Властелин Колец" не оставляет большого выбора между добром и злом. Там все однозначно, это католическая мораль (Толкиен был твердым католиком, как и его мать, что кстати отличало его от основной массы англичан).

Стараюсь не лезть в личную жизнь мастеров. Подозреваю, что среди них много алкоголиков, наркоманов, извращенцев, маньяков, психопатов и, даже, сумасшедших. Но мы любим их не за это.

Я не критикую Достоевского. Просто христианство мастера несколько преувеличено потомками.

В довершение, "Дневник писателя" это довольно спорный документ. Спорный в том числе в плане концепций.

Да мы любим их за талант, за их произведения. Но жизнь писателя позволяет лучше понять его книги.

Edited at 2015-12-23 16:25 (UTC)

  • 1