?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 

  • 1

Из фейсбука Акунина - перепост

100 лучших книг мировой литературы по версии Дмитрия Быкова

Этот выбор, как любой выбор, субъективен. Автор ни за что не взялся бы выбирать 100 главных книг в истории человечества. Здесь 100 книг, которые больше всего любит он сам. Как говорит Дмитрий Львович: «…мне кажется, именно эти книги лучше всего помогают вырасти человеком — в той степени, в какой чтение вообще может на это повлиять».

Аврелий Августин ИСПОВЕДЬ

Василий Аксенов ОЖОГ

Леонид Андреев ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕРНЫЕ МАСКИ

Павел Антокольский ФРАНСУА ВИЙОН

Виктор Астафьев ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН

Анна Ахматова ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ. ЛИРИКА

Исаак Бабель КОНАРМИЯ

Оноре де Бальзак ОТЕЦ ГОРИО

Андрей Белый ПЕТЕРБУРГ

Александр Блок ЛИРИКА

Иосиф Бродский ЧАСТЬ РЕЧИ

Михаил Булгаков МАСТЕР И МАРГАРИТА

Иван Бунин ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ

Василь Быков МЕРТВЫМ НЕ БОЛЬНО. ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА

Ярослав Гашек ПОХОЖДЕНИЯ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА

Иоганн Вольфганг Гёте ФАУСТ

Николай Гоголь МЕРТВЫЕ ДУШИ

Гомер ОДИССЕЯ

Квинт Гораций Флакк ОДЫ

Максим Горький МАМАША КЕМСКИХ. ЗАМЕТКИ ИЗ ДНЕВНИКА

Эрнст Теодор Амадей Гофман НОЧНЫЕ ЭТЮДЫ

Данте Алигьери БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

Даниель Дефо РОБИНЗОН КРУЗО

Чарльз Диккенс ТАЙНА ЭДВИНА ДРУДА

Джеймс Джойс УЛИСС

Артур Конан Дойл ЗАПИСКИ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ

Федор Достоевский БЕСЫ

Александр Дюма КОРОЛЕВА МАРГО

Александр Житинский ПОТЕРЯННЫЙ ДОМ, или РАЗГОВОРЫ С МИЛОРДОМ

Николай Заболоцкий СТОЛБЦЫ. СТИХОТВОРЕНИЯ

Эмиль Золя КАРЬЕРА РУГОНОВ

Михаил Зощенко Рассказы. Перед Восходом Солнца

Генрик Ибсен ПЕР ГЮНТ

Илья Ильф, Евгений Петров ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК

Трумен Капоте ЛУГОВАЯ АРФА. РАССКАЗЫ

Валентин Катаев ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ

Франц Кафка ЗАМОК. ПРИТЧИ

Редьярд Киплинг КНИГА ДЖУНГЛЕЙ. СТИХОТВОРЕНИЯ

Юрий Крымов ТАНКЕР «ДЕРБЕНТ»

Фланнери O‘Коннор РАССКАЗЫ

Шарль де Костер ЛЕГЕНДА ОБ УЛЕНШПИГЕЛЕ

Александр Куприн ЗВЕЗДА СОЛОМОНА

Льюис Кэрролл ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС

Леонид Леонов ВОР

Михаил Лермонтов ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Харпер Ли УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА

Осип Мандельштам СТИХИ. ЧЕТВЕРТАЯ ПРОЗА

Томас Манн ДОКТОР ФАУСТУС

Габриэль Гарсиа Маркес СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА

Владимир Маяковский ПРО ЭТО

Герман Мелвилл МОБИ ДИК

Дмитрий Мережковский ПЕТР И АЛЕКСЕЙ

Жан Батист Мольер ТАРТЮФ

Ги де Мопассан НОВЕЛЛЫ

Дафна дю Морье МОЯ КУЗИНА РЕЙЧЕЛ

Сомерсет Моэм ЛУНА И ГРОШ

Владимир Набоков БЛЕДНЫЙ ОГОНЬ

Юрий Нагибин ДАФНИС И ХЛОЯ

Николай Некрасов РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Овидий МЕТАМОРФОЗЫ

Булат Окуджава ПУТЕШЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВ

Юрий Олеша КНИГА ПРОЩАНИЯ

Леонид Пантелеев, Григорий Белых РЕСПУБЛИКА ШКИД

Борис Пастернак СПЕКТОРСКИЙ

Виктор Пелевин ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ. ЧИСЛА

Людмила Петрушевская НОМЕР ОДИН

Андрей Платонов ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ

Эдгар Аллан По РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ

Александр Пушкин ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Эрих Мария Ремарк НОЧЬ В ЛИССАБОНЕ

Хуан Рульфо ПЕДРО ПАРАМО

Михаил Салтыков-Щедрин ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Джонатан Свифт ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА

Александр Солженицын РАКОВЫЙ КОРПУС

Уильям Стайрон И ПОДЖЕГ ЭТОТ ДОМ

Роберт Стивенсон СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА

А. и Б. Стругацкие ДАЛЕКАЯ РАДУГА. УЛИТКА НА СКЛОНЕ. ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ

Джером Дэвид Сэлинджер ВЫШЕ СТРОПИЛА, ПЛОТНИКИ

Александр Твардовский ВАСИЛИЙ ТЁРКИН

Марк Твен ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЭКЛЬБЕРРИ ФИННА

Алексей Толстой ПОХОЖДЕНИЯ НЕВЗОРОВА, или ИБИКУС

Лев Толстой АННА КАРЕНИНА

Юрий Трифонов МОСКОВСКИЕ ПОВЕСТИ

Иван Тургенев ОТЦЫ И ДЕТИ

Юрий Тынянов СМЕРТЬ ВАЗИР-МУХТАРА

Тэффи РАССКАЗЫ. ВОСПОМИНАНИЯ

Оскар Уайльд ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ

Михаил Успенский ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ

Уильям Фолкнер ШУМ И ЯРОСТЬ

Эрнест Хемингуэй ПЯТАЯ КОЛОННА И ПЕРВЫЕ 49 РАССКАЗОВ. СТАРИК И МОРЕ

Марина Цветаева ПОВЕСТЬ О СОНЕЧКЕ

Гилберт К. Честертон ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ ЧЕТВЕРГОМ

Антон Чехов ДУЭЛЬ

Александр Шаров СКАЗКИ

Евгений Шварц ПЬЕСЫ

Уильям Шекспир ГАМЛЕТ

Михаил Шолохов ТИХИЙ ДОН

Василий Шукшин ХАРАКТЕРЫ

Туве Янссон МУМИ-ТРОЛЛЬ И КОМЕТА. ШЛЯПА ВОЛШЕБНИКА. ПАПА И МОРЕ

Re: Из фейсбука Акунина - перепост

Мне кажется, что поэзия и драматургия должны быть в отдельных списках, т.к. трудно сравнивать произведения разных жанров. Ниже мои добавки в раздел прозы.

Добавленные мной произведения, авторы которых есть в версии ДБ:
Исаак Бабель Одесские рассказы
Михаил Булгаков Белая гвардия, Театральный роман
Максим Горький Детство, В людях
Чарльз Диккенс Оливер Твист
Джеймс Джойс Дублинцы
Федор Достоевский Идиот, Братья Карамазовы
Александр Дюма Граф Монте-Кристо
Трумен Капоте Хладнокровное убийство
Валентин Катаев Белеет парус одинокий
Франц Кафка Процесс
Сомерсет Моэм Бремя страстей человеческих
Владимир Набоков Лолита
Юрий Олеша Три толстяка
Виктор Пелевин Чапаев и пустота, Ампир В
Андрей Платонов Чевенгур
Эрих Мария Ремарк На западном фронте без перемен
Михаил Салтыков-Щедрин Господа Головлевы
Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича
Роберт Стивенсон Остров сокровищ
А. и Б. Стругацкие За миллиард лет до конца света
Джером Дэвид Сэлинджер Над пропастью во ржи
Лев Толстой Война и мир
Иван Тургенев Рудин
Уильям Фолкнер Сарторис, Свет в августе
Эрнест Хемингуэй Иметь и не иметь
Антон Чехов Дама с собачкой
Василий Шукшин Сураз

Произведения, авторы которых не вошли в версию ДБ:
Андерсен Сказки и истории
Владимов Большая руда, Три минуты молчания
Гарин-Михайловский Гимназисты, Гений
Гончаров Обыкновенные истории
Ерофеев Москва-Петушки
Каледин Смиренное кладбище, Стройбат
Кортасар Выигрыши, Инструкция для Джона Хауэлла
Лимонов Подросток Савенко, Молодой негодяй
Льоса Тетушка Хулия и Писака, Зеленый дом
Оэ Футбол 1860 года
Прилепин Грех, Пацанский рассказ
Пруст По направлению к Свану
Сервантес Дон Кихот
Сологуб Мелкий бес
Сорокин Голубое сало
Теккерей Ярмарка Тщеславия
Уэллс Человек-невидимка
Фраерман Дикая собака Динго
Хармс Старуха, Случаи
Чапек Война с саламандрами

Re: Из фейсбука Акунина - перепост

У меня с Быковым сильно разнится вкус к литературе. Добавлять там начать - не кончить.

Я бы почти к каждому писателю из первого списка добавил по крайней мере по одной - две книги. К Гомеру - Иллиаду, к Набокову - Другие берега, к Гоголю - Миргород, к Сэллинджеру - Над пропастью во ржи, и 4 рассказа, к Труману Капотэ - завтрак у Тиффани, к Дюма - десяток книг, к Шекспиру - еще десяток, ну и так далее. Но делать это неохота, потому что слишком очевидно.

У Достоевского Быков вообще выбрал самую слабую и депрессивную книгу - Бесы.

Добавлю только своих любимых писателей которых вовсе нет у Быкова, и у Вас тоже нет:

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд Великий Гэтсби, Ночь нежна, Рассказы
Дж. Дж. Толкиен: Хоббит, Властелин Колец, Сильмариллион
Умберто Эко: Маятник Фуко, Имя розы, Остров Накануне
Альбер Камю: Посторонний, Чума, Падение
Гюстав Флобер: Воспитание чувств, Госпожа Бовари
Василий Аксенов Московская сага
Герман Гессе Игра в бисер, Степной волк
Джек Лондон Смирительная рубашка, рассказы
Эрнест Хемингуэй По ком звонит колокол, Фиеста, Старик и море, Праздник который всегда с тобой
Агата Кристи Десять негритят
Маргарет Митчел Унесенные ветром
Альберто Моравиа Рассказы и повести
Джованни Бокаччо Декамерон
Цветок сливы в золотой вазе - автор неизвестен

Ну и так далее, принципиально не заглядывая в гугл.

Еще, десяток книг я бы у Быкова с легкой совестью, выкинул.

Edited at 2016-02-05 18:23 (UTC)

Драматургия

Драматургический дар очень редок. Мой список совсем короткий. Правда, я не люблю театр, и почти там не бываю.

Булгаков Бег
Вампилов Провинциальные анекдоты, Прошлым летом в Чулимске, Старший сын
Володин Старшая сестра, Звонят откройте дверь
Горький На дне, Мещане
Дюрренматт Физики
Мрожек Эмигранты, В бушующем море
Нестеренко Чужая
Шварц Голый король, Тень
Шекспир Гамлет

Немножко смешно, что больше половины предложенного списка "лучших книг мировой литературы" занимают книги русскоязычных авторов. Хотя реальная доля книг русскоязычных авторов в секциях мировой классики книжных магазинов разных стран мира совсем невелика: Толстой, Достоевский, Чехов. "Мастера и Маргариту" Булгакова читают благодаря хорошему переводу. Солженицина знают по понятным причинам. Вот и всё, пожалуй.

Edited at 2016-02-09 15:27 (UTC)

Вот это и есть настоящий патриотизм: любовь к родной культуре.

Но Вы ведь не одобряете любовь россиян к родной российской политической культуре и её традициям.

А любовь к родным литературным российским традициям Вы одобряете.

Почему?

Скажем так: я отличаю ее от "бескорыстной" любви к родному начальству.

А Вы не думаете, что культурные традиции российской литературы и российской политической жизни связаны между собой?

Взять, к примеру, центральные для российской культуры темы Чувства Собственного Достоинства и Настоящей Любви. Сильно отдающие Средневековьем с его рыцарями и прекрасными дамами. В западной культуре этих тем, по сути, просто нет. Зато там популярны темы личного роста, амбиций, успеха, достижений, преодоления препятствий, столкновения личных интересов с интересами общества, семьи или романтического партнера, с моралью и религией

Что же удивляться тому, что при средневековой эстетике и этике политика тоже выходит средневековая?

Edited at 2016-02-09 17:06 (UTC)

А что касается настоящего патриотизма, то лично для меня это не столько "любовь к родной культуре", сколько стремление видеть россиян и Россию процветающими, благополучными и открывающими для себя новые горизонты развития. А родную культуру они пусть сами для себя выбирают. Не мое это дело, навязывать им культурные вкусы.

Вы тут (и smol1 тоже) пере-определяете устоявшееся понятие. Патриотизм - это вообще не любовь. Патриотизм - это стремление воевать за свою страну. Именно воевать, патриотизм - военное понятие. Я - патриот, значит я что-то делаю для армии.

Если мы будем постоянно менять смысл понятий, не то что договориться, разговаривать не сможем.

Скорее можно говорить о привязанности к русскоязычной литературе у Быкова. Это не патриотизм вовсе.

Edited at 2016-02-10 22:12 (UTC)

Это Вы переопределяете патриотизм. А мое понимание патриотизма вполне традиционно. Вот, в словарик можно заглянуть:

https://ru.m.wikiquote.org/wiki/Патриотизм

Edited at 2016-02-10 22:13 (UTC)

В русской Википедии в данном случае неправильно. Это латинское слово и должно толковаться по европейски, а именно в военном смысле. Никакой любви это понятие прямо не предполагает.

ИМХО, очень плохо, когда термины в русском искажены. Это то о чем Вы говорите когда критикуете русскоязычную литературу. Люди из разных стран просто перестают понимать друг друга. По английский, в частности, Патриот - это название ракеты.

>>>>British Dictionary definitions for patriotism Expand
patriotism
/ˈpætrɪəˌtɪzəm/
noun
1.
devotion to one's own country and concern for its defence


<Вот в более широком контексте, а не только с английского>
Etymology[edit]
From Middle French patriote, from Late Latin patriōta ‎(“fellow countryman”) from the Ancient Greek πατριώτης ‎(patriṓtēs, “of the same country”), from πατρίς ‎(patrís, “father land", "country”), from πατήρ ‎(patḗr, “father”).

Pronunciation[edit]
(UK) IPA(key): /ˈpæt.ɹi.ət/, /ˈpeɪ.tɹi.ət/
(US) IPA(key): /ˈpeɪ.t(ʃ)ɹi.ət/
Noun[edit]
patriot ‎(plural patriots)

A person who loves and zealously supports and defends their country.  [quotations ▼]
(archaic) A fellow countryman, a compatriot.  [quotations ▼]
Derived terms[edit]
patriotic
patriotism
Patriot missile
patriotization

Поэтому корректно говорить о деревенском патриотизме (собрались и пошли драться в соседнюю деревню), городском патриотизме ("патриот Москвы"), а городе - и патриотизме по отношению к своей улице или дому (у нас был большой дом 30 и мы враждовали с домом 26, т.о. были патриотами дома 30).

Edited at 2016-02-10 22:30 (UTC)

Англоязычные ресурсы тоже определяют патриотизм в первую очередь как любовь к Родине и лишь потом - как готовность ее защищать:

devoted love, support, and defense of one's country; national loyalty.

http://dictionary.reference.com/browse/patriotism

К тому же, защищать Родину - это совсем не обязательно стрелять по ее врагам из автомата.






Edited at 2016-02-10 22:41 (UTC)

Re: Из фейсбука Акунина - перепост

Михаил Успенский "Там, где нас нет"? Наконец дошли руки перепроверить, правильно ли я понял. Вроде ничего другого, кроме книжки в жанре юмористического фэнтези, интернет не выдает. Я осилил страниц 25 и бросил. Кое как набросанное собрание примитивных хохмочек. В компании с Шескспиром и Толстым? Может, конечно, я чего-то не понял и не прочувствовал.

  • 1