?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 


  • 1
Все то же,только без "кровавого царизма"... Как 16-летний чел сможет внятно рассказать о " пути чести Болконского"? Толстой писал не для подростка! Подросток это и прочитать должен,и понять,и сочинение об этом написать. "Перемудрить" Толстого! Знаю,о чем пишу. Сожалею,что все так. Часов для изучения литературы все меньше в школе,как и читающих детей.

Может стоит вообще отказаться от, подчёркиваю, ПРЕПОДАВАНИЯ литературы. Читающих детей, а в последствии взрослых, будет всё меньше и меньше. Ввести что-то вроде "давайте что-то по вашему выбору прочитаем и обсудим". БЕЗ никаких оценок. Кто не прочитает пусть просто сидит слушает, дурак-дураком. Это, конечно, ИМХО. Всё равно читать потом не будет, даже если вызубрит учебник и получит пятёрку.

Литература как предмет преподавания устаревает. Книги оказывают все меньшее влияние на общество. Основная часть влияния приходится на другие информационно-культурные каналы: кино, телевидение, радио, журнализм, музыку. Но образовывать общество, рассказывая ему об этих каналах влияния, пока никто не торопится. Вместо этого продолжают по старинке "проходить" стихи Пушкина.

Edited at 2016-02-04 17:29 (UTC)

Менять что-то опасно! "Почитаем и обсудим что-нибудь..." не получится. Некоторые дети заканчивают чтение после сказок,другие добираются до Гарри П. Это чтение по желанию. Потом желание заканчивается! Но остается память о том,что когда-то в школе говорили о чем-то скучно-непонятном,не разобраться ли в этом сейчас? Знаю тех,кто прочитал классику сознательно после школы и не пожалел! Знать о том,что нужно читать культурному человеку, нужно?

\кто прочитал классику сознательно после школы/
Это я.

Я бы только не фокусировался на слове "читать". Нужно знать, что нужно культурному человеку. А это не ограничивается художественной литературой. Более того, в наши дни художественная литература - лишь очень малая часть того, что нас формирует

Главное, приучить человека читать книги. Все, что работает на это, надо поддерживать. Все, что отвращает от чтения, надо убрать. Если человек не будет читать книг, то вопрос о том, какие книги выбрать, даже не встанет. А если человек читает плохие книги, то есть шанс, что когда-нибудь начнет читать хорошие.

Вот, это очень правильно!

А как к этому приучить?

Вроде бы, все в школе только и делают что читают книги. А навыки чтения и потребность в чтении развиваются далеко не у всех.

Edited at 2016-02-04 19:30 (UTC)

Нельзя отменять литературу. Предмет "литература" это только способ по настоящему освоить русский язык. Это не для удовольствия. Иначе люди без высшего образования будут всю оставшуюся жизнь на трех матерных словах изъясняться.

Еще обязательный предмет - математика. Она развивает абстрактное мышление и математике нет замены.

Другие предметы в старших классах можно сделать по выбору, ИМХО. Кто-то выберет биологию, а не историю. Кто-то наоборот историю, а не физику. И обязательно добавить музыку в старших классах, тоже по выбору.
Еще важный предмет в старших классах США - "здоровый образ жизни" - диеты, гимнастики, экология, гигиена, вообще осторожность.

Полностью отменить можно географию. География есть только в РФ, в школах ЕС и США нет никакой географии. Берешь карту в руки, или набираешь на интернете - вот тебе и география.

Edited at 2016-02-04 17:55 (UTC)

Математика, на мой взгляд, преподается в школе очень плохо и неправильно. Вместо того, чтобы развивать абстрактное мышление, школьников учат техническим навыкам, которые большинству из них никогда в жизни не пригодятся. Зачем нужны сотни задач по тригонометрии, алгебре многочленов или взятии интеграла по частям, если большинство выпускников школы в результате не в состоянии построить простейших математических моделей окружающего мира и произвести их анализ? Многие ли способны быстро прикинуть высоту геостационарной орбиты спутника? Или оценить вес железнодорожного моста? Или понять, почему кольца Сатурна - это концентрические кольца, а, скажем, не эллипсы и не размытое наподобие атмосферы облако? Или оценить, на сколько поколений назад нужно заглянуть, чтобы найти общего предка у двух случайно взятых людей? Многие ли знают, какие математические концепции и дисциплины активнее всего "работают" в разных сферах жизни - биологии, медицине, инженерии, психологии, экономике? Многие ли ученики школы знакомы с концептуальным аппаратом теории игр или статистики? А ведь иметь представление об этих вещах гораздо важнее, чем твёрдо помнить формулу косинуса суммы двух углов.

А зачем? Все то,что вы сейчас перечислили,совешенно,на мой взгляд,равнозначно формуле косинуса суммы... Ничего из этих знаний не нужно в обыденности. Все это,как и сведения из географии,можно найти в инете. Только вот всю прелесть поэзии Пушкина или глубину Толстого не понять,если почитаешь отзывы на их творчество... Литература воспитывает душу. А путь к воспитанию души может дать школа!

Я не очень понимаю, что Вы пытаетесь сказать? что математику вообще не нужно преподавать в школах? Или что нужно ограничиться четырьмя арифметическими действиями? Каковы Ваши взгляды на преподавание математики?

А что касается доступности материала в Интернете, то как раз художественную литературу из Интернета и скачивают. Практически никаких образовательных барьеров тут нет: скачал - и читаешь в свое удовольствие, повышаешь свой культурный уровень. С серьезными книгами по истории сложнее - там для восприятия уже нужно некоторое минимальное образование. А уж про литературу по серьезным математическим дисциплинам, даже общеобразовательную, - и говорить не приходится. Скачать-то нетрудно. А вот самостоятельно разобраться... Так что следуя Вашей логике и аргументам о доступности материала в Интернете, преподавать надо как раз специальные дисциплины, а изучение литературы предоставить самим школьникам через Интернет :)

Edited at 2016-02-04 19:18 (UTC)

Алекс! С логикой у меня как у многих дам: логика женская том третий☺а сказать я хотела следующее:по моему мнению,значительной части школьников нужно знание только лишь арифметики. Но знание основных литературных понятий: жанр, сюжет,основные литературные направления...нужны абсолютно всем! Пусть они пока не читают,может быть,но при желании сумеют хотя бы правильно продпвца спрсить о том,что захотелось купить:роман или вдруг! Что-либо из классики! А там и появляется возможность приобщения к хорошей литературе! Литература,как вид искусства,душу питает. Точные же науки развивают и мышление,и логику. Но,как видите,и без логики можно жить.☺имею ввиду себя.

Никакие школьные знания вообще в жизни не пригождаются, это чисто по моему опыту. Никакие !
Это вовсе не означает что школа не нужна.

Косинус суммы также бесполезен, как и князь Болконский с флагом на Аустерлицком поле.

Причем, Болконский даже несколько вреден, потому что навыки русской жизни 19-го века неприменимы и даже мешают в СССР и РФ. У благородных и неблагородных разные правила жизни.
В случае войны сегодня задача у солдата или офицера стоит выжить любой ценой, а вовсе не обниматься с флагом. К счастью ребята всерьез уроки литературы все равно не воспринимают.

География смешна и бесполезна, достаточно открыть Google map или Yandex map.

Биология скучна, местами смешна и в целом абсолютно бесполезна. Пестики, тычинки. И смех и грех.

Химия - то же самое. Причем химия может быть еще и опасна (наркотики, бомбы). Формула этанола в будущей жизни ученику не нужна, достаточно этикетки на бутылке.

Физика в современном мире - удел узких профессионалов. Закон Гука в жизни не полезнее синуса суммы.

Историю проще купить и за пару вечеров прочесть скажем, работы Акунина. А так все равно без толку. РФ - вовсе не продолжатель дела исторической России, а экзотическое новообразование на территории России. Так, удовлетворить любопытство.

Были бы очень полезны уроки музыки и рисования, а также бальных танцев, но их не преподают в старших классах.

Были бы полезны уроки кулинарии, но их тоже нет.

Ну и главное, уроки здорового образа жизни, тоже отсутствуют как класс.

Edited at 2016-02-04 21:38 (UTC)

Биология - важнейшая наука обо всем живом. Частности вроде тычинок и пестиков действительно не важны. А вот понимание общих закономерностей, принципов организации, поведения и развития живых существ чрезвычайно важно. Ситуация в точности та же, что и с математикой: школьная программа заставляет учеников штудировать частности, но обращает очень мало внимания на осмысление ими важных общих концепций.

  • 1