?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 


  • 1
Нельзя отменять литературу. Предмет "литература" это только способ по настоящему освоить русский язык. Это не для удовольствия. Иначе люди без высшего образования будут всю оставшуюся жизнь на трех матерных словах изъясняться.

Еще обязательный предмет - математика. Она развивает абстрактное мышление и математике нет замены.

Другие предметы в старших классах можно сделать по выбору, ИМХО. Кто-то выберет биологию, а не историю. Кто-то наоборот историю, а не физику. И обязательно добавить музыку в старших классах, тоже по выбору.
Еще важный предмет в старших классах США - "здоровый образ жизни" - диеты, гимнастики, экология, гигиена, вообще осторожность.

Полностью отменить можно географию. География есть только в РФ, в школах ЕС и США нет никакой географии. Берешь карту в руки, или набираешь на интернете - вот тебе и география.

Edited at 2016-02-04 17:55 (UTC)

Математика, на мой взгляд, преподается в школе очень плохо и неправильно. Вместо того, чтобы развивать абстрактное мышление, школьников учат техническим навыкам, которые большинству из них никогда в жизни не пригодятся. Зачем нужны сотни задач по тригонометрии, алгебре многочленов или взятии интеграла по частям, если большинство выпускников школы в результате не в состоянии построить простейших математических моделей окружающего мира и произвести их анализ? Многие ли способны быстро прикинуть высоту геостационарной орбиты спутника? Или оценить вес железнодорожного моста? Или понять, почему кольца Сатурна - это концентрические кольца, а, скажем, не эллипсы и не размытое наподобие атмосферы облако? Или оценить, на сколько поколений назад нужно заглянуть, чтобы найти общего предка у двух случайно взятых людей? Многие ли знают, какие математические концепции и дисциплины активнее всего "работают" в разных сферах жизни - биологии, медицине, инженерии, психологии, экономике? Многие ли ученики школы знакомы с концептуальным аппаратом теории игр или статистики? А ведь иметь представление об этих вещах гораздо важнее, чем твёрдо помнить формулу косинуса суммы двух углов.

А зачем? Все то,что вы сейчас перечислили,совешенно,на мой взгляд,равнозначно формуле косинуса суммы... Ничего из этих знаний не нужно в обыденности. Все это,как и сведения из географии,можно найти в инете. Только вот всю прелесть поэзии Пушкина или глубину Толстого не понять,если почитаешь отзывы на их творчество... Литература воспитывает душу. А путь к воспитанию души может дать школа!

Я не очень понимаю, что Вы пытаетесь сказать? что математику вообще не нужно преподавать в школах? Или что нужно ограничиться четырьмя арифметическими действиями? Каковы Ваши взгляды на преподавание математики?

А что касается доступности материала в Интернете, то как раз художественную литературу из Интернета и скачивают. Практически никаких образовательных барьеров тут нет: скачал - и читаешь в свое удовольствие, повышаешь свой культурный уровень. С серьезными книгами по истории сложнее - там для восприятия уже нужно некоторое минимальное образование. А уж про литературу по серьезным математическим дисциплинам, даже общеобразовательную, - и говорить не приходится. Скачать-то нетрудно. А вот самостоятельно разобраться... Так что следуя Вашей логике и аргументам о доступности материала в Интернете, преподавать надо как раз специальные дисциплины, а изучение литературы предоставить самим школьникам через Интернет :)

Edited at 2016-02-04 19:18 (UTC)

Алекс! С логикой у меня как у многих дам: логика женская том третий☺а сказать я хотела следующее:по моему мнению,значительной части школьников нужно знание только лишь арифметики. Но знание основных литературных понятий: жанр, сюжет,основные литературные направления...нужны абсолютно всем! Пусть они пока не читают,может быть,но при желании сумеют хотя бы правильно продпвца спрсить о том,что захотелось купить:роман или вдруг! Что-либо из классики! А там и появляется возможность приобщения к хорошей литературе! Литература,как вид искусства,душу питает. Точные же науки развивают и мышление,и логику. Но,как видите,и без логики можно жить.☺имею ввиду себя.

С логикой и без души тоже вполне можно жить. Более того, в некоторых профессиях только так жить и можно. И таких профессий с каждым годом становится все больше. Мир захлестывает эпидемия узкой специализации, которой наличие у человека души только мешает. В России с этим не так плохо, как на Западе, - но лишь по причине общего экономического отставания.

Самое интересное - что людей с качественным гуманитарным образованием на Западе как раз немало. И руководящие посты они занимают чаще, чем технари. Но при этом о литературе или философии они не спорят и вообще практически не говорят. А говорят на темы, обсуждаемые на страницах Wall Street Journal. Ну, или, если всерьез потянет на лирику, - то на страницах New York Times

Никакие школьные знания вообще в жизни не пригождаются, это чисто по моему опыту. Никакие !
Это вовсе не означает что школа не нужна.

Косинус суммы также бесполезен, как и князь Болконский с флагом на Аустерлицком поле.

Причем, Болконский даже несколько вреден, потому что навыки русской жизни 19-го века неприменимы и даже мешают в СССР и РФ. У благородных и неблагородных разные правила жизни.
В случае войны сегодня задача у солдата или офицера стоит выжить любой ценой, а вовсе не обниматься с флагом. К счастью ребята всерьез уроки литературы все равно не воспринимают.

География смешна и бесполезна, достаточно открыть Google map или Yandex map.

Биология скучна, местами смешна и в целом абсолютно бесполезна. Пестики, тычинки. И смех и грех.

Химия - то же самое. Причем химия может быть еще и опасна (наркотики, бомбы). Формула этанола в будущей жизни ученику не нужна, достаточно этикетки на бутылке.

Физика в современном мире - удел узких профессионалов. Закон Гука в жизни не полезнее синуса суммы.

Историю проще купить и за пару вечеров прочесть скажем, работы Акунина. А так все равно без толку. РФ - вовсе не продолжатель дела исторической России, а экзотическое новообразование на территории России. Так, удовлетворить любопытство.

Были бы очень полезны уроки музыки и рисования, а также бальных танцев, но их не преподают в старших классах.

Были бы полезны уроки кулинарии, но их тоже нет.

Ну и главное, уроки здорового образа жизни, тоже отсутствуют как класс.

Edited at 2016-02-04 21:38 (UTC)

Биология - важнейшая наука обо всем живом. Частности вроде тычинок и пестиков действительно не важны. А вот понимание общих закономерностей, принципов организации, поведения и развития живых существ чрезвычайно важно. Ситуация в точности та же, что и с математикой: школьная программа заставляет учеников штудировать частности, но обращает очень мало внимания на осмысление ими важных общих концепций.

Я только могу судить по себе. Если бы был выбор, и надо было набрать общее количество часов на мой выбор, я бы полностью "отключил" биологию, химию, историю, географию, обществоведение.

Несмотря на то что в реальной жизни такие специальности нужны как и любые другие, мне эти знания за всю жизнь не пригодились ни разу.

А мне в жизни часто помогают знания о поведении животных, работе иммунитета, логике биологической эволюции и т д. А уж история и обществоведение (социология) помогают постоянно. Вот география - да, особой подьзы от нее я не чувствую.

Edited at 2016-02-05 00:36 (UTC)

Историю я знаю лучше любого школьного учителя истории сегодня и не пропустил ни одной важной книги издававшейся по русски на эту тему. Но знания школьного курса мне скорее мешали в этом вопросе.

Хотя в 4-6 классах историю преподавать в школе можно, на очень простом уровне.

Философию я самостоятельно изучаю десятилетиями, но обществоведение (социология) это насмешка над философией.

Вот школьная математика мне очень помогла в жизни, особенно алгебра и метод математической индукции.

В реальной жизни вообще нет ничего полезнее математики. Сейчас вот надо было посчитать риски от опционных вертикальных спредов, понадобилась комбинаторика и интегралы.

Edited at 2016-02-05 01:10 (UTC)

Вы по сути согласились со мной: всё это важные дисциплины, просто в школе их преподают ужасно

У нас математику нормально преподавали, физику сносно, химию как-то, все остальное лучше бы не пробывали. Была астрономия, мне в жизни пригодилась, когда я астрологом подвизался, год примерно :)

В целом эта была очень хорошая школа, так что остальные наверное только хуже гораздо.

У меня было две четверки в аттестате, одна по физкультуре, другая по географии. Я уже потом узнал, что географичка была знакома с моими родителями и что-то у них там не срослось. А мне было обидно.

Edited at 2016-02-05 01:21 (UTC)

Нет! Болконский полезен всегда и навсегда! История с флагом лишь эпизод,который хорший учитель на доступном языке интерпретирует детям,как важный момент в жизни человека,когда честь оказывается важнее страха смерти! Толстой сумел создать не персонажей,а живых людей.учителю достаточно помочь ребенку их понять,потому что,повторяюсь,это не для подростков писалось. Но у современных подростков больше нет возможности даже узнать о таком понятии,как честь. И уроки литературы можно воспринимать всерьез,если будет затронута хоть одна струнка души ребенка! Такие авторы есть,но часто школьнику приходится мучится с тем,что нереально скучно,как и косинус на уроках математики.

Школьные знания по математике мне по жизни пригодились, а школьные знания по литературе - вовсе нет.

Литературу я хорошо знаю, "все" практически сам читал, но в этом нет заслуги школы. И, литература это чисто развлечение, как и кино. Развлечение освоить не проблема. Валяешься на диване, читаешь. Делов-то.

Я бы не возражал получить какие-то специальные знания по литературе, а именно, как писать книги. Но в школе этому по любому не учат, а времени на курсы у меня нет, увы.

Люди 19-го века в РОссии, так хорошо описанные Толстым и Достоевским, на нас совершенно ни в чем не похожи. Даже описанные классиком чувствительные и душевные проститутки не похожи на нынешних. А таких как Болконский вообще нет ни одного человека - всех убили в 1918м году.

Поэтому для современного русского человека, Толстой и Достоевский - это прекрасная ИНОСТРАННАЯ литература. Читать ее полезно, главное не сравнивать с собой.

Edited at 2016-02-05 17:35 (UTC)

  • 1