?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 

  • 1
Математика, на мой взгляд, преподается в школе очень плохо и неправильно. Вместо того, чтобы развивать абстрактное мышление, школьников учат техническим навыкам, которые большинству из них никогда в жизни не пригодятся. Зачем нужны сотни задач по тригонометрии, алгебре многочленов или взятии интеграла по частям, если большинство выпускников школы в результате не в состоянии построить простейших математических моделей окружающего мира и произвести их анализ? Многие ли способны быстро прикинуть высоту геостационарной орбиты спутника? Или оценить вес железнодорожного моста? Или понять, почему кольца Сатурна - это концентрические кольца, а, скажем, не эллипсы и не размытое наподобие атмосферы облако? Или оценить, на сколько поколений назад нужно заглянуть, чтобы найти общего предка у двух случайно взятых людей? Многие ли знают, какие математические концепции и дисциплины активнее всего "работают" в разных сферах жизни - биологии, медицине, инженерии, психологии, экономике? Многие ли ученики школы знакомы с концептуальным аппаратом теории игр или статистики? А ведь иметь представление об этих вещах гораздо важнее, чем твёрдо помнить формулу косинуса суммы двух углов.

А зачем? Все то,что вы сейчас перечислили,совешенно,на мой взгляд,равнозначно формуле косинуса суммы... Ничего из этих знаний не нужно в обыденности. Все это,как и сведения из географии,можно найти в инете. Только вот всю прелесть поэзии Пушкина или глубину Толстого не понять,если почитаешь отзывы на их творчество... Литература воспитывает душу. А путь к воспитанию души может дать школа!

Я не очень понимаю, что Вы пытаетесь сказать? что математику вообще не нужно преподавать в школах? Или что нужно ограничиться четырьмя арифметическими действиями? Каковы Ваши взгляды на преподавание математики?

А что касается доступности материала в Интернете, то как раз художественную литературу из Интернета и скачивают. Практически никаких образовательных барьеров тут нет: скачал - и читаешь в свое удовольствие, повышаешь свой культурный уровень. С серьезными книгами по истории сложнее - там для восприятия уже нужно некоторое минимальное образование. А уж про литературу по серьезным математическим дисциплинам, даже общеобразовательную, - и говорить не приходится. Скачать-то нетрудно. А вот самостоятельно разобраться... Так что следуя Вашей логике и аргументам о доступности материала в Интернете, преподавать надо как раз специальные дисциплины, а изучение литературы предоставить самим школьникам через Интернет :)

Edited at 2016-02-04 19:18 (UTC)

Алекс! С логикой у меня как у многих дам: логика женская том третий☺а сказать я хотела следующее:по моему мнению,значительной части школьников нужно знание только лишь арифметики. Но знание основных литературных понятий: жанр, сюжет,основные литературные направления...нужны абсолютно всем! Пусть они пока не читают,может быть,но при желании сумеют хотя бы правильно продпвца спрсить о том,что захотелось купить:роман или вдруг! Что-либо из классики! А там и появляется возможность приобщения к хорошей литературе! Литература,как вид искусства,душу питает. Точные же науки развивают и мышление,и логику. Но,как видите,и без логики можно жить.☺имею ввиду себя.

С логикой и без души тоже вполне можно жить. Более того, в некоторых профессиях только так жить и можно. И таких профессий с каждым годом становится все больше. Мир захлестывает эпидемия узкой специализации, которой наличие у человека души только мешает. В России с этим не так плохо, как на Западе, - но лишь по причине общего экономического отставания.

Самое интересное - что людей с качественным гуманитарным образованием на Западе как раз немало. И руководящие посты они занимают чаще, чем технари. Но при этом о литературе или философии они не спорят и вообще практически не говорят. А говорят на темы, обсуждаемые на страницах Wall Street Journal. Ну, или, если всерьез потянет на лирику, - то на страницах New York Times

Никакие школьные знания вообще в жизни не пригождаются, это чисто по моему опыту. Никакие !
Это вовсе не означает что школа не нужна.

Косинус суммы также бесполезен, как и князь Болконский с флагом на Аустерлицком поле.

Причем, Болконский даже несколько вреден, потому что навыки русской жизни 19-го века неприменимы и даже мешают в СССР и РФ. У благородных и неблагородных разные правила жизни.
В случае войны сегодня задача у солдата или офицера стоит выжить любой ценой, а вовсе не обниматься с флагом. К счастью ребята всерьез уроки литературы все равно не воспринимают.

География смешна и бесполезна, достаточно открыть Google map или Yandex map.

Биология скучна, местами смешна и в целом абсолютно бесполезна. Пестики, тычинки. И смех и грех.

Химия - то же самое. Причем химия может быть еще и опасна (наркотики, бомбы). Формула этанола в будущей жизни ученику не нужна, достаточно этикетки на бутылке.

Физика в современном мире - удел узких профессионалов. Закон Гука в жизни не полезнее синуса суммы.

Историю проще купить и за пару вечеров прочесть скажем, работы Акунина. А так все равно без толку. РФ - вовсе не продолжатель дела исторической России, а экзотическое новообразование на территории России. Так, удовлетворить любопытство.

Были бы очень полезны уроки музыки и рисования, а также бальных танцев, но их не преподают в старших классах.

Были бы полезны уроки кулинарии, но их тоже нет.

Ну и главное, уроки здорового образа жизни, тоже отсутствуют как класс.

Edited at 2016-02-04 21:38 (UTC)

Биология - важнейшая наука обо всем живом. Частности вроде тычинок и пестиков действительно не важны. А вот понимание общих закономерностей, принципов организации, поведения и развития живых существ чрезвычайно важно. Ситуация в точности та же, что и с математикой: школьная программа заставляет учеников штудировать частности, но обращает очень мало внимания на осмысление ими важных общих концепций.

Я только могу судить по себе. Если бы был выбор, и надо было набрать общее количество часов на мой выбор, я бы полностью "отключил" биологию, химию, историю, географию, обществоведение.

Несмотря на то что в реальной жизни такие специальности нужны как и любые другие, мне эти знания за всю жизнь не пригодились ни разу.

А мне в жизни часто помогают знания о поведении животных, работе иммунитета, логике биологической эволюции и т д. А уж история и обществоведение (социология) помогают постоянно. Вот география - да, особой подьзы от нее я не чувствую.

Edited at 2016-02-05 00:36 (UTC)

Историю я знаю лучше любого школьного учителя истории сегодня и не пропустил ни одной важной книги издававшейся по русски на эту тему. Но знания школьного курса мне скорее мешали в этом вопросе.

Хотя в 4-6 классах историю преподавать в школе можно, на очень простом уровне.

Философию я самостоятельно изучаю десятилетиями, но обществоведение (социология) это насмешка над философией.

Вот школьная математика мне очень помогла в жизни, особенно алгебра и метод математической индукции.

В реальной жизни вообще нет ничего полезнее математики. Сейчас вот надо было посчитать риски от опционных вертикальных спредов, понадобилась комбинаторика и интегралы.

Edited at 2016-02-05 01:10 (UTC)

Вы по сути согласились со мной: всё это важные дисциплины, просто в школе их преподают ужасно

У нас математику нормально преподавали, физику сносно, химию как-то, все остальное лучше бы не пробывали. Была астрономия, мне в жизни пригодилась, когда я астрологом подвизался, год примерно :)

В целом эта была очень хорошая школа, так что остальные наверное только хуже гораздо.

У меня было две четверки в аттестате, одна по физкультуре, другая по географии. Я уже потом узнал, что географичка была знакома с моими родителями и что-то у них там не срослось. А мне было обидно.

Edited at 2016-02-05 01:21 (UTC)

А меня сделали круглым отличником. Нужно было кого-то сделать для отчетности, и они выбрали меня. У нас великолепно преподавали математику и историю, а остальные предметы - очень средне.

Нет! Болконский полезен всегда и навсегда! История с флагом лишь эпизод,который хорший учитель на доступном языке интерпретирует детям,как важный момент в жизни человека,когда честь оказывается важнее страха смерти! Толстой сумел создать не персонажей,а живых людей.учителю достаточно помочь ребенку их понять,потому что,повторяюсь,это не для подростков писалось. Но у современных подростков больше нет возможности даже узнать о таком понятии,как честь. И уроки литературы можно воспринимать всерьез,если будет затронута хоть одна струнка души ребенка! Такие авторы есть,но часто школьнику приходится мучится с тем,что нереально скучно,как и косинус на уроках математики.

Школьные знания по математике мне по жизни пригодились, а школьные знания по литературе - вовсе нет.

Литературу я хорошо знаю, "все" практически сам читал, но в этом нет заслуги школы. И, литература это чисто развлечение, как и кино. Развлечение освоить не проблема. Валяешься на диване, читаешь. Делов-то.

Я бы не возражал получить какие-то специальные знания по литературе, а именно, как писать книги. Но в школе этому по любому не учат, а времени на курсы у меня нет, увы.

Люди 19-го века в РОссии, так хорошо описанные Толстым и Достоевским, на нас совершенно ни в чем не похожи. Даже описанные классиком чувствительные и душевные проститутки не похожи на нынешних. А таких как Болконский вообще нет ни одного человека - всех убили в 1918м году.

Поэтому для современного русского человека, Толстой и Достоевский - это прекрасная ИНОСТРАННАЯ литература. Читать ее полезно, главное не сравнивать с собой.

Edited at 2016-02-05 17:35 (UTC)

  • 1