?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 

  • 1
Длинно писать о религиях легко, но тогда трудно читать. Коротко написать о религии очень трудно но попробую.

Исходное, тривиальное восприятие жизни со стороны "здравого смысла" заключается в том что "хорошо быть богатым и здоровым, а плохо быть бедным и больным". Такое понимание немедленно делает несчастными 99/100 человечества, потому что абсолютно богатых и одновременно абсолютно здоровых мало (это легко доказать на числах).

Буддизм это тип литературного философствования который, возражая на "базовый" пункт выше говорит что "все фигня кроме пчел (т е Учения)". А когда человек изучив Учение в течение 40 лет опять задает этот вопрос, буддизм отвечает "да и пчелы тоже фигня, кроме пчел в квадрате" и так до бесконечности. Это примиряет людей с действительностью, потому что выходит между бедным и богатым нет разницы, все что видим - фигня.

Христианство идет дальше и заявляет что "бедный и больной ЛУЧШЕ чем богатый и здоровый". Это делает счастливыми 99/100 населения. Конечно такое сильное в логическом смысле утверждение надо уметь доказать, чему и служит обширная христианская литература, сердцем которой является Евангелие.
Главный символ христианства - крест с распятием, как раз и проповедует человека идеально бедного (голого) и идеально больного (страдающего и умирающего).

На мой субъективный взгляд мироощущение русского православного находится где-то посредине, но ближе к буддизму.
- С одной стороны буддистский по-фигизм и бездействие это про русских (все фигня и делать ничего не надо).
- С другой стороны, русский человек со-страдает чужой трагедии, это по христиански.
- Ну и потом, постоянная привычка искать тайные причины событий, теории заговора, это по существу, тоже буддизм ("матрица", есть видимый мир, это иллюзия, а есть подлинный скрытый мир, там причины событий).

Edited at 2016-02-11 21:31 (UTC)

По Ницше. Нормы морали определяют, что такое хорошо, а что такое плохо. Но мораль раба отличается от морали господина. В состоянии общества, которое Ницше считает нормальным, мораль господина является доминирующей, а мораль раба маргинальной. Но христианская религия перевернула все с ног на голову. В период ее зарождения еврейский народ находился в порабощенном состоянии. Поэтому, зародившаяся в нем христианская религия базируется на морали рабов. Но впоследствии эта религия была навязана всему (христианскому) миру. Главным в отношении господина к рабу является презрение, а главным в отношении раба к господину является ненависть. Ницше считает, что второе является более разрушительным и поэтому отвергает христианскую религию, как религию основанную на ненависти.

Ницше вообще философ совсем слабый. Он ошибочен вместе с Вагнером в своем главном постулате, что древняя культура Греции имеет какое-либо отношение к азиатским кочевникам-германцам. Очевидно что у германцев не может быть своего Возрождения, просто потому что у кочевников нечего возрождать, это ж не римляне или греки ! Прикинул практичным умом, что в Германии народ - пьяницы, а значит им ближе Дионис. Не надо примазываться, не каждый алкаш - дионисийский человек :)

Рассуждения Ницше о рабах только свидетельствуют о том что он незнаком с Аристотелем и с отношением господин-раб у древних. По Аристотелю, который в отличие от Ницше живых рабов видел вокруг себя постоянно, "рабство есть благо для раба". Отношение раба к господину у древних греков - почтение, отношение господина к рабу - покровительство.

Еврейская религия формировалась под воздействием эллинизма, поэтому является религией господ (поскольку и эллинизм - религия господ). И сами евреи при любых обстоятельствах считали себя высшей расой, у которой с Богом договор ("завет"). Это если об иудаизме и евреях.

Происхождение христианства совершенно неизвестно, таинственно. Оригиналы Евангелий существуют только по-гречески, на иврите уже переводы. Никакой ненависти Евангелия не проповедуют, совсем наоборот это проповедь любви и ненасилия. Я бы предположил что христианство инкорпорирует идеи буддизма в иудаизм, используя подход еще двух-трех известных религий. .

Совершенно точно, что Евангелие, во всяком случае самое первое, это работа мудреца, книжника, знакомого со всей мудростью человечества, в частности по стилю Евангелие похоже на диалоги Платона. Рабы таких сложных вещей не пишут.

В центр своего учения христианство ставит идеально несчастного человека, "анти-человека", который живет естественно в "антимире" - христианской коммунне, и трансформируется в Бога, что конечно стимулирует в смысле социальной динамики. Христианство учит людей не принимать часто несправедливые общественные правила и сложившиеся общественные отношения за чистую монету, а будучи внутренне независимым, в том числе от мнения окружающих, уметь добиваться своего.

По общему признанию, "христианство - главная основа европейского индивидуализма", поскольку христианство с порога отрицает главные традиционные ценности - деньги и власть, а также национальность. То есть богатый или облеченный властью в глазах последовательного христианина - никто, а национальность - ничто.

Современная цивилизация абсолютно всем обязана христианству. Золотой миллиард почти точно совпадает с христианским миром.

Edited at 2016-02-12 02:04 (UTC)

Библейский иудаизм формировался в 10 - 6 веках до нашей эры, до того, как евреи были порабощены. Ницше назвал религией рабов не иудаизм, а христианство. Разумеется, Евангелие проповедует любовь, а совсем не ненависть. Но Ницше имел в виду, что декларируя любовь, христианство, как бы подсознательно, проистекает из ненависти. Это заключение спорно и парадоксально. Ницше интересен именно своей парадоксальностью. Толстой считал, что это просто погоня за оригинальностью. Но я чувствую у Ницше искреннюю убеждённость. Интересной мне кажется мысль Ницше о том, что правильное устройство общества должно давать приоритет творческим людям, поскольку все продвижение человечества вперед делается ими.

С той частью что Ницше талантливый и творческий человек, и книги его полезно прочесть я согласен. Всегда неплохо увидеть все ошибки - в одном месте. Не возражаю также что Ницше интересен парадоксальностью.

Христианство во первых не религия евреев, и во вторых не религия рабов. Могу доказать и то и другое легко. Мне кажется Ницше зря читал Маркса, у того рабы - любимая тема. Хорошо порассуждать о рабах, когда никакого рабства вокруг нет и в помине.

Мне кажется Ницше рос в атмосфере экстремального протестантства, которое как известно, гораздо фанатичнее католицизма и православия. Что вызывало с его стороны протест против христианства вообще в пользу язычества, которое он однако знал только по книгам.

>>>> правильное устройство общества должно давать приоритет творческим людям, поскольку все продвижение человечества вперед делается ими.

Это в некотором смысле очевидно, и уже во многом сделано.

*****************

Самый древний известный сегодня текст Талмуда (или Танаха) составлен в 8-10 веках НАШЕЙ эры. По Гумилеву, впервые Тора и Талмуд были записаны в 4-6 веках нашей эры. Наиболее древнее упоминание о некоторых книгах Талмуда относится к 1 веку до Р.Х.

То есть Евангелие появилось одновременно с Талмудом или даже чуть раньше. Хотя отдельные книги Талмуда древнее Евангелий. При этом с первого взгляда видно, что Евангелия радикально отличаются и по стилю, и по духу и по содержанию от Торы и других Ветхозаветных книг.

Наиболее поздняя и часто цитируемая иудейская книга "Шулхан Арух" 16 века вообще выглядит как "анти-Евангелие". Очень многие положения там просто выписаны как отрицание евангелических, что мне сложно комментировать, но что наводит на мысль об сравнительно древнем происхождении Евангелий по сравению с Ветхозаветными книгами. Раз уж иудеи от Евангелий так негативно отталкиваются.

Наверно, очень оспоримо и скорее даже в шутку можно сказать что гениальный автор христианства сам был "Ницше" 1-го века, по степени переворачивания картины мира кверх ногами. Ниспровергал все авторитеты и истины 1-го века безжалостно. Где бы мы были сегодня без него ? Даже аналогов за 2 тыс лет не возникло.
Все 2000 лет только углубляем и толкуем, Толстой, Достоевский и Гоголь хорошие примеры.

Edited at 2016-02-12 19:28 (UTC)

Христианство изначально создавалось, как вне национальная религия. Тем не менее, еврейское происхождение христианства вполне очевидно. Достаточно прочитать родословную Иисуса Христа в начале Евангелия от Матфея. Есть еще многочисленные отсылки к Ветхому Завету во всех Евангелиях.

Кумранские рукописи были написаны от 250 г до нашей эры до 68 г нашей эры. Они написаны на иврите и арамейском языках, содержат как ветхозаветные тексты, так и тексты, близкие к раннехритианским.

По-моему автор просто был не без чувства юмора. Он доводит генеалогию Св. Иосифа чуть ли не до Давида или Авраама, но Иосиф же не отец Иисуса, отец Иисуса - Св.Дух. Подход автора настолько вышибает читателя из реальности, что остается только развести руками. В конце концов Тертуллиан просто махнул рукой и написал "верую потому что абсурдно".

Да ссылки на Тору там есть, но они возможно на совести евангелистов, потому что между нами говоря, эти ссылки ничего не доказывают ровным счетом (Вы для интереса сходите по любой из этих ссылок). Я бы сказал так, вначале христианство было адаптировано в еврейской среде. Там сумели оценить талант и перспективы учения и пытались инкорпорировать в иудейскую схоластику. С предсказуемо безуспешным концом.

Есть правда еще одна версия (из многих). Мой научный руководитель когда-то говорил что христианство это упрощенный иудаизм для всего человечества, а не только евреев. Может так а может и еще как-то.

В Кумранских рукописях нет аналогов раннехристианских текстов, а только аналоги ветхозаветных. В любом случае эти рукописи толком не переведены и не опубликованы, а доступ к ним ограничен. Правда фотографии с удовольствием публикуют (все ли ?) , будучи уверенными что ни один человек не сможет прочесть. Ведь это даже не иврит. Я в Нью Йорке на выставку ходил этих рукописей. Переводов там не было :)

Аналогов христианских текстов вообще нет, ни до ни после Христа. Эти тексты слишком оригинальны и слишком невероятны. Известно около 20 апокрифов, но это вариации одной и той же истории.

Edited at 2016-02-12 21:27 (UTC)

Ссылки на Ветхий Завет приводятся как бы для подтверждения каждого тезиса Нового Завета. Но часто в Новом Завете говорится фактически прямо противоположное. Безусловно, христианство является новой религией. Но с этим никто и не спорит.

По социальному составу ранних христианских общин читал что-то касательно 2-го века. В целом, в христиане шли не рабы вовсе, хотя рабы-отпущенники тоже, но в основном, мелкий бизнес и все типы аутсайдеров - иностранцы, бывш. преступники, мелкие торговцы, ремесленники, люди занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью. То есть люди с невысоким социальным статусом, рассчитывающие его вскоре повысить.

Edited at 2016-02-12 22:51 (UTC)

Коммунисты объясняли, что при капитализме хорошо живут буржуи, потому, что эксплуатируют пролетариат. Потом к нам проникли слухи, что и рабочие там живут лучше, чем мы. Тогда возникла теория золотого миллиарда, который живет хорошо, потому, что все остальные живут плохо. Сейчас в золотой миллиард устремились страны Юго-Восточной Азии, Китай и Индия. А Россия фактически уже там. В сумме получится больше половины человечества. Коммунистическим теоретикам есть над чем подумать. Но до недавнего времени золотой миллиард это христианский мир, Вы правы.

Китай и Индия пока не там. Япония, Тайвань, Сингапур, Южн Корея, Гонгконг это да. Миллиарда полтора, не больше.



Edited at 2016-02-12 21:23 (UTC)

Да, Индия и Китай пока не там. Но быстро движутся туда. Коммунистическим теоретикам еще есть время подумать.

Увы, чтобы кто-то жил хорошо, надо чтобы кто-то жил бедно. Возможно это не абсолютный закон, но пока выполняется.

Я хотя понимаю почему. Противоречие между трудом и капиталом еще никто не отменял. В приложении к сегодняшнему дню, это означает что для того чтобы кто-то мог целый день торчать на интернете, кто-то в другом месте должен за копейки вкалывать как Папа Карло. Увы. Поэтому Китай и Индия обречены на второе, у них для этого идеальные условия - перенаселение, архаичная культура, и отсутствие ресурсов и своих технологий.

Скажу больше, хочешь хорошо жить - не надо внедрять христианство в Африке и мешать людям в Китае устраивать себе коммунизм и неограниченно размножаться. Потому что христианство рано или поздно присоединит их к золотому миллиарду, а коммунизм резко понижает уровень зарплат, что позволяет в другой части мира наоборот, получать больше денег.

Если монотонно делать каждый день одно и тоже 8 часов нет времени читать, учиться, развиваться. А чтобы читать учиться развиваться нужны свободные деньги. Что эффективно делит человечество на две категории. Это и имел в виду Томас Годскин, английский морской офицер, открывший конфликт труда и капитала. Монотонный труд обрекает человека на монотонный труд в будущем, а капитал позволяет заработать еще капитал в будущем.

Edited at 2016-02-12 23:08 (UTC)

Да. Согласен. А еще у Христианства есть простая лазейка - Иисус сказал - люби ближнего. Его спросили - кто ближний мой? Он рассказал притчу о добром самаретянине и пояснил, что ближний тот, кто помог. Значит не каждый тебе ближний. А любить надо ближнего. Как же поступать с НЕ ближними? Да как угодно, про это не сказано (подставь щеку, прощай врагов - это про ближних, не про НЕ ближних). Вот и путь к насилию.

  • 1