?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 


  • 1
Библейский иудаизм формировался в 10 - 6 веках до нашей эры, до того, как евреи были порабощены. Ницше назвал религией рабов не иудаизм, а христианство. Разумеется, Евангелие проповедует любовь, а совсем не ненависть. Но Ницше имел в виду, что декларируя любовь, христианство, как бы подсознательно, проистекает из ненависти. Это заключение спорно и парадоксально. Ницше интересен именно своей парадоксальностью. Толстой считал, что это просто погоня за оригинальностью. Но я чувствую у Ницше искреннюю убеждённость. Интересной мне кажется мысль Ницше о том, что правильное устройство общества должно давать приоритет творческим людям, поскольку все продвижение человечества вперед делается ими.

С той частью что Ницше талантливый и творческий человек, и книги его полезно прочесть я согласен. Всегда неплохо увидеть все ошибки - в одном месте. Не возражаю также что Ницше интересен парадоксальностью.

Христианство во первых не религия евреев, и во вторых не религия рабов. Могу доказать и то и другое легко. Мне кажется Ницше зря читал Маркса, у того рабы - любимая тема. Хорошо порассуждать о рабах, когда никакого рабства вокруг нет и в помине.

Мне кажется Ницше рос в атмосфере экстремального протестантства, которое как известно, гораздо фанатичнее католицизма и православия. Что вызывало с его стороны протест против христианства вообще в пользу язычества, которое он однако знал только по книгам.

>>>> правильное устройство общества должно давать приоритет творческим людям, поскольку все продвижение человечества вперед делается ими.

Это в некотором смысле очевидно, и уже во многом сделано.

*****************

Самый древний известный сегодня текст Талмуда (или Танаха) составлен в 8-10 веках НАШЕЙ эры. По Гумилеву, впервые Тора и Талмуд были записаны в 4-6 веках нашей эры. Наиболее древнее упоминание о некоторых книгах Талмуда относится к 1 веку до Р.Х.

То есть Евангелие появилось одновременно с Талмудом или даже чуть раньше. Хотя отдельные книги Талмуда древнее Евангелий. При этом с первого взгляда видно, что Евангелия радикально отличаются и по стилю, и по духу и по содержанию от Торы и других Ветхозаветных книг.

Наиболее поздняя и часто цитируемая иудейская книга "Шулхан Арух" 16 века вообще выглядит как "анти-Евангелие". Очень многие положения там просто выписаны как отрицание евангелических, что мне сложно комментировать, но что наводит на мысль об сравнительно древнем происхождении Евангелий по сравению с Ветхозаветными книгами. Раз уж иудеи от Евангелий так негативно отталкиваются.

Наверно, очень оспоримо и скорее даже в шутку можно сказать что гениальный автор христианства сам был "Ницше" 1-го века, по степени переворачивания картины мира кверх ногами. Ниспровергал все авторитеты и истины 1-го века безжалостно. Где бы мы были сегодня без него ? Даже аналогов за 2 тыс лет не возникло.
Все 2000 лет только углубляем и толкуем, Толстой, Достоевский и Гоголь хорошие примеры.

Edited at 2016-02-12 19:28 (UTC)

Христианство изначально создавалось, как вне национальная религия. Тем не менее, еврейское происхождение христианства вполне очевидно. Достаточно прочитать родословную Иисуса Христа в начале Евангелия от Матфея. Есть еще многочисленные отсылки к Ветхому Завету во всех Евангелиях.

Кумранские рукописи были написаны от 250 г до нашей эры до 68 г нашей эры. Они написаны на иврите и арамейском языках, содержат как ветхозаветные тексты, так и тексты, близкие к раннехритианским.

По-моему автор просто был не без чувства юмора. Он доводит генеалогию Св. Иосифа чуть ли не до Давида или Авраама, но Иосиф же не отец Иисуса, отец Иисуса - Св.Дух. Подход автора настолько вышибает читателя из реальности, что остается только развести руками. В конце концов Тертуллиан просто махнул рукой и написал "верую потому что абсурдно".

Да ссылки на Тору там есть, но они возможно на совести евангелистов, потому что между нами говоря, эти ссылки ничего не доказывают ровным счетом (Вы для интереса сходите по любой из этих ссылок). Я бы сказал так, вначале христианство было адаптировано в еврейской среде. Там сумели оценить талант и перспективы учения и пытались инкорпорировать в иудейскую схоластику. С предсказуемо безуспешным концом.

Есть правда еще одна версия (из многих). Мой научный руководитель когда-то говорил что христианство это упрощенный иудаизм для всего человечества, а не только евреев. Может так а может и еще как-то.

В Кумранских рукописях нет аналогов раннехристианских текстов, а только аналоги ветхозаветных. В любом случае эти рукописи толком не переведены и не опубликованы, а доступ к ним ограничен. Правда фотографии с удовольствием публикуют (все ли ?) , будучи уверенными что ни один человек не сможет прочесть. Ведь это даже не иврит. Я в Нью Йорке на выставку ходил этих рукописей. Переводов там не было :)

Аналогов христианских текстов вообще нет, ни до ни после Христа. Эти тексты слишком оригинальны и слишком невероятны. Известно около 20 апокрифов, но это вариации одной и той же истории.

Edited at 2016-02-12 21:27 (UTC)

Ссылки на Ветхий Завет приводятся как бы для подтверждения каждого тезиса Нового Завета. Но часто в Новом Завете говорится фактически прямо противоположное. Безусловно, христианство является новой религией. Но с этим никто и не спорит.

По социальному составу ранних христианских общин читал что-то касательно 2-го века. В целом, в христиане шли не рабы вовсе, хотя рабы-отпущенники тоже, но в основном, мелкий бизнес и все типы аутсайдеров - иностранцы, бывш. преступники, мелкие торговцы, ремесленники, люди занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью. То есть люди с невысоким социальным статусом, рассчитывающие его вскоре повысить.

Edited at 2016-02-12 22:51 (UTC)

  • 1