?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 


  • 1

Re: осуществившаяся белая идея

По Стругацким не согласитесь? Странно. Какого же направления "Далекая Радуга", "Трудно быть Богом", "Понедельник..."? Да вообще все у них? Как раз коммунистическую идею они оживляли и облекали в образы. Или Вы считаете, что монархическую?

Или Вы считаете, что красный - это вроде ругательства?

Re: осуществившаяся белая идея

Не являюсь фанатом Стругацких, и читал у них далеко не все. Мне они показались скорее антисоветскими (Гадкие лебеди, Град обреченный), чем советскими. Если считать, что это одно и то же (есть такая точка зрения), тогда Вы правы.

Re: осуществившаяся белая идея

Странно, почему Вы читали так выборочно? У них большое собрание сочинений. По поводу "Гадкие лебеди" не знаю что и сказать. Это вещь не антисоветская, странно что Вы так поняли. Она депрессивная, больная, скорее наполненная разочарованием в жизни и человечестве вообще.

Град обреченный - там тоже критика всего вообще. Социализма, между делом - его антипода, общества потребления, попутно - фашизма... Просто протаскиваются герои через разные искушения, впадают во всякие соблазны - власти, свободы, войны, и нигде им счастья нет) А потом просыпается главный персонаж в своей послевоенной квартире, слышит голос друга, жизнь прекрасна.

А в целом Стругацкие - именно идеологи коммунизма, сделавшие для его пропаганды больше всех. Создавшие образ этого самого коммунизма, вначале оптимистический, потом гротескный.

Это я привел примеры произведений, которые показались мне, по крайней мере, антитоталитарными. Сюда же надо добавить Жиды города Питера. А еще я читал: Пикник на обочине, Миллиард лет до конца света (эти две вещи мне понравились), Понедельник начинается в субботу, Трудно быть богом, Отель у погибшего альпиниста.

Ну вот Жиды города Питера я читала недавно, и мне не понравилось. Очень конъюктурная вещь, сделана в рамках партийной дисциплины. Наименее "Стругацкая", ее писал уже один Борис Стругацкий, кажется, и совершенно не в их духе.

Вообще "антитоталитарные" вещи, как на подбор, сделаны под суровым идеологическим контролем) Художественным изыскам ноль внимания, главное - правильная идея, одна на всех, и все как один. Такой парадокс)

Странно, что "идеологи коммунизма" Стругацкие писали под "суровым идеологическим контролем" мировой закулисы.

Я говорю про конкретное произведение, последнее, совершенно не в стиле и не в духе Стругацких. Это мог бы написать Солженицын, Коротич, Рязанов, да кто угодно. Все на эту тему пишут одинаково. Как при СССР в Союзе писателей.

  • 1