?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 

  • 1
>>>> А красная и белая литература - это миф и морок

Это для Вас. А я книгу в духе "хорошей революции" не могу на одну треть прочитать, злиться начинаю :). Даже шестидесятников поэтому не читаю (у них часто "идеалы революции" бывают).

Горький туманный персонаж. Настоящий народный талант из босяков. Он создал практически всю идеологию будущего СССР, как религию где вместо Бога - рабочий класс (я не утрирую, это дословно). Даже курсы для сознательных рабочих основал на том же Капри.
СССР очень многим обязан именно Горькому. "Советская культура" - это в первую очередь Горький и не только как автор метода, а и как автор советской теологии. Помимо советской практики была и советская теология.
Как ни странно это был очень серьезный философ, и на философском безрыбье смог утвердить свои взгляды.

"На дне" это чисто для раскачивания лодки, переворачивание жизни кверх ногами. Это философское произведение стилизованное под пьесу.
"Васса Железнова" - чисто "красная" литература. Цель этой книги обгадить с ног до головы русское купечество.
Все остальное у него в том же духе, инструменты для создания "анти-мира", где последние (жулики, босяки, люмпен-пролетарии, откровенные бандиты) станут первыми.
Есть у него и книга для интеллигенции в том же духе "Жизнь Клима Самгина".

А уж родственность Горького и Ницше, это прямо в глаза бросается. Учения обоих восторжествовали.

Горький сам выглядит шекспировским персонажем, гением мстящим обществу за унижения в детстве. Возможно он "бастард", брошенный своим известным отцом. Шекспир таких любил и выводил в пьесах как крайних мерзавцев.

Edited at 2016-02-21 23:46 (UTC)

Практически вся русская литература второй половины девятнадцатого - начала двадцатого века была в той или иной степени оппозиционна существующему в России государственному устройству: Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Чехов, Некрасов, А.К. Толстой, Салтыков-Щедрин, Сологуб, Гарин-Михайловский, Помяловский, Куприн, Арцибашев, Короленко, Савинков, Винниченко. Но это не значит, что они желали большевистской диктатуры. Большинство из них стремились к демократии европейского типа, хотя бы конституционной. Те из них, кто дожил до прихода большевиков, эмигрировали. А Савинков и Винниченко даже воевали с ними. ИМХО главная часть творчества Горького лежит в том же русле. Кстати, по происхождению Горький был вовсе не из босяков. Отец его был управляющим конторой пароходства. Дед со стороны отца офицером. Воспитывался Горький в семье деда со стороны матери, который был владельцем красильни и придерживался нетрадиционного для русских вероисповедания. Горький был близок со многими видными большевиками, но октябрьский переворот воспринял резко отрицательно (статья Не могу молчать), потом эмигрировал. Крестником и пасынком Горького был знаменитый Зиновий Пешков, явный враг советской власти, которого Горький продолжал нежно любить. Горький всегда старался помочь всем гонимым и преследуемым советской властью. Короче, Горький был широким русским человеком (по Достоевскому: широк русский человек, я бы сузил). А большевик, по определению, человек узкий.

Горький для меня человек исключительно талантливый, по перешедший на "темную сторону силы".

В СССР было три центральных института, КПСС с "приводными ремнями", КГБ и советская культура. Горький не имеет отношение к КГБ, действительно, но имеет некоторое отношение к большевикам (финансировал РСДРП), при этом сам в РСДРП/РКП не вступал. И все бы ладно, но с легкой руки Горького, была создана "советская культура".

Описывать СК не буду, сами сможете. Выложу здесь в комменте только один факт творчества позднего Горького. Ему принадлежит авторство монументального проекта, физически переписать все сколько-нибудь стоящие произведения мировой литературы в духе борьбы классов, социальной революции и диктатуры пролетариата. Результатом по мысли Алексея Максимовича должна была стать очищенная от буржуазной сентиментальности Библиотека Мировой литературы из 200 томов !

К счастью этому проекту никогда не удалось увидеть свет. И уже при Брежневе была издана библиотека мировой литературы из 200 томов, без всяких "переписываний" как бы даже в издевку над Горьким.

Представляете как у человека крышу снесло на коммунизме...
Это сильно ! :) Взять и переписать Шекспира и Сервантеса, Толстого и Достоевского в духе "борьбы классов".

По-видимому это был человек в личном отношении очень порочный. Мне трудно судить в чем именно, но о-очень нетрадиционный и не только в религии. Иначе такая ненависть к своему народу необъяснима.
На интернете встречал гипотезу что Горький в молодости работал в секс-бизнесе как "жиголо" а потом и сотрудничал с большевиками на тему увода денег от "раскрученных" богатых женщин.
Где-то здесь надо копать. Ведь "а был ли мальчик" "Жизнь Клима Самгина") - это видно что очень личное.

Разумеется не пойман - не вор. Ну подумаешь зарабатывал человек так или сяк. И вокруг босяков, воришек, проституток, жиголо, бомжей (в особенности) тоже может существовать своя литература. "Все черненькие - все прыгают" ("На дне" Максима Горького).

То есть ненавидим себя сначала за неполноценность, а потом говорим "а чем другие лучше ?". Ответ будет, "Да всяко лучше чем ты". Тогда говорим, "а давай всех кто лучше - убьем. Тогда все останутся одинаковые, как я примерно". "Все мы воры, проститутки и бомжи".
Это возможно и выражает дух пролетарского писателя.

Edited at 2016-02-22 22:12 (UTC)

Да, но раскручивали его в Европе. Оттуда деньги и слава. Источник, наверное, брал начало из Англии - оттуда финансировали все дестабилизирующие факторы на континенте. Само бы такое быстрое признание "в Европах" не случилось бы.

По поводу фактов биографии - если б было что, не утаилось бы.

Это у вас как обычно ошибочное представление о политической жизни. Англичане никого никогда не финансировали, просто потому что это негодный метод, а главное потому что денег - жалко !
Англичане, если им это выгодно, помогут - хорошим советом, статьей в газете, журнале, но никогда деньгами.

Источники доходов Горького очень хорошо известны, это в первую очередь огромные доходы от постановки его пьес в России и Германии, особенно На дне, но и других пьес тоже. Ну и от тиражей книг,конечно. Эти доходы были настолько велики, что у журналистов была пословица "гонорары как у Максима Горького".
Не англичане финансировали Горького, а Горький финансировал РСДРП из своих гонораров.

Слухи о Горьком сводятся к двум категориям. Первая, это ощипывание богатых женщин, которых в России тогда было немало, это еще до войны конечно.
И второе, в период революции, Горький используя личные связи с Лениным, за бриллианты и картины, организовывал выезд богатых русских из России. Это скорее всего достоверно, потому что есть много свидетельств о просьбах Горького к Ленину, выпусти того, выпусти другого...

Edited at 2016-02-24 20:27 (UTC)

  • 1