?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА. Новогодний тост
borisakunin
Писатель – это такой охотник. Все высматривает, где сидит фазан. Чуть увидит – ружье навскидку, пиф-паф! И фазан записан в блокнотик, а потом, ощипанный и зажаренный,  оказывается в романе.
В охотничьем деле что главное? Думаете, меткость? Ничего подобного. Хорошие места надо знать, правильные охотничьи тропы, где дичь сама лезет под прицел.
Вот у меня в Москве была просто волшебная охотничья тропа: Яузский-Покровский-Чистопрудный. Бывало, нужно что-нибудь придумать – берешь берданку и патронташ, в смысле записную книжку с ручкой, выходишь на Бульварное, и дальше все случается само собой, только успевай записывать.
А потом что-то с моей волшебной тропой произошло. Какой-то колдун ее заколдовал. Подозреваю, что  Вася Ложкин. Мне вдруг стали густо попадаться персонажи из его вселенной.
Например, суровые бабки с большими крестами.


Или георгиевские кавалеры не денисдавыдовской внешности. 
Один раз даже встретились казаки – с лампасами и нагайками, но на Григория Мелехова не похожие.
На стенах стали появляться загадочные письмена:


В общем, испоганили мою волшебную тропу, расшугали с нее всех фазанов. Пропал калабуховский дом.
И поехал я искать фазанов в другие края, совершенно не уверенный, что они там водятся.
Какими только дебрями не хаживал, какие только места не опробовал.
На днях решил побродить с ружьишком по Собачьему острову в восточном Лондоне. Место все-таки не вполне чужое: тут слуги Азазеля в 1876 году чуть не утопили юного Эраста Фандорина.
Проблема у меня была очень трудная: понять, как зовут женщину, в которую влюблен мой персонаж. Имя – это самое важное. Пока его не услышишь, героиня не оживет.
Иду, бормочу: Вероника? Вижу Веронику Долину, поет про радиатор. Чудесно, но не то.
Марианна? Кажется, у меня где-то уже была? И ну ее, Марианну, она какая-то темно-синяя, а мне нужна карминовая, с перламутровым отливом.
Лавиния? Нет, это окуджавщина.
Забрел черт-те куда, в совершенно нерусский ландшафт. Каналы с жилыми баржами, на баржах цветы в горшках. Всё вокруг такое ненамоленное, несоборное. Откуда здесь взяться фазану?
И вдруг вижу: а вот же он, прямо под ногами. На асфальте!
.



Я не удивился, потому что в моем ремесле такие маленькие чудеса случаются довольно часто. Ждешь какого-то знака – и получаешь его.
Русское любовное объяснение посреди Собачьего острова? Запросто. В моей писательской карьере бывали штуки и подиковинней.
Но, конечно, я ужасно обрадовался.
Каролина, значит?
Неожиданно. Ну, и с чего это ты вдруг Каролина? Расскажи, послушаю. Интересно.

Так выпьем же в новогоднюю ночь за звездное небо над нами и за фазанов с тараканами внутри нас!



 


  • 1
Практически вся русская литература второй половины девятнадцатого - начала двадцатого века была в той или иной степени оппозиционна существующему в России государственному устройству: Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Чехов, Некрасов, А.К. Толстой, Салтыков-Щедрин, Сологуб, Гарин-Михайловский, Помяловский, Куприн, Арцибашев, Короленко, Савинков, Винниченко. Но это не значит, что они желали большевистской диктатуры. Большинство из них стремились к демократии европейского типа, хотя бы конституционной. Те из них, кто дожил до прихода большевиков, эмигрировали. А Савинков и Винниченко даже воевали с ними. ИМХО главная часть творчества Горького лежит в том же русле. Кстати, по происхождению Горький был вовсе не из босяков. Отец его был управляющим конторой пароходства. Дед со стороны отца офицером. Воспитывался Горький в семье деда со стороны матери, который был владельцем красильни и придерживался нетрадиционного для русских вероисповедания. Горький был близок со многими видными большевиками, но октябрьский переворот воспринял резко отрицательно (статья Не могу молчать), потом эмигрировал. Крестником и пасынком Горького был знаменитый Зиновий Пешков, явный враг советской власти, которого Горький продолжал нежно любить. Горький всегда старался помочь всем гонимым и преследуемым советской властью. Короче, Горький был широким русским человеком (по Достоевскому: широк русский человек, я бы сузил). А большевик, по определению, человек узкий.

Горький для меня человек исключительно талантливый, по перешедший на "темную сторону силы".

В СССР было три центральных института, КПСС с "приводными ремнями", КГБ и советская культура. Горький не имеет отношение к КГБ, действительно, но имеет некоторое отношение к большевикам (финансировал РСДРП), при этом сам в РСДРП/РКП не вступал. И все бы ладно, но с легкой руки Горького, была создана "советская культура".

Описывать СК не буду, сами сможете. Выложу здесь в комменте только один факт творчества позднего Горького. Ему принадлежит авторство монументального проекта, физически переписать все сколько-нибудь стоящие произведения мировой литературы в духе борьбы классов, социальной революции и диктатуры пролетариата. Результатом по мысли Алексея Максимовича должна была стать очищенная от буржуазной сентиментальности Библиотека Мировой литературы из 200 томов !

К счастью этому проекту никогда не удалось увидеть свет. И уже при Брежневе была издана библиотека мировой литературы из 200 томов, без всяких "переписываний" как бы даже в издевку над Горьким.

Представляете как у человека крышу снесло на коммунизме...
Это сильно ! :) Взять и переписать Шекспира и Сервантеса, Толстого и Достоевского в духе "борьбы классов".

По-видимому это был человек в личном отношении очень порочный. Мне трудно судить в чем именно, но о-очень нетрадиционный и не только в религии. Иначе такая ненависть к своему народу необъяснима.
На интернете встречал гипотезу что Горький в молодости работал в секс-бизнесе как "жиголо" а потом и сотрудничал с большевиками на тему увода денег от "раскрученных" богатых женщин.
Где-то здесь надо копать. Ведь "а был ли мальчик" "Жизнь Клима Самгина") - это видно что очень личное.

Разумеется не пойман - не вор. Ну подумаешь зарабатывал человек так или сяк. И вокруг босяков, воришек, проституток, жиголо, бомжей (в особенности) тоже может существовать своя литература. "Все черненькие - все прыгают" ("На дне" Максима Горького).

То есть ненавидим себя сначала за неполноценность, а потом говорим "а чем другие лучше ?". Ответ будет, "Да всяко лучше чем ты". Тогда говорим, "а давай всех кто лучше - убьем. Тогда все останутся одинаковые, как я примерно". "Все мы воры, проститутки и бомжи".
Это возможно и выражает дух пролетарского писателя.

Edited at 2016-02-22 22:12 (UTC)

Да, но раскручивали его в Европе. Оттуда деньги и слава. Источник, наверное, брал начало из Англии - оттуда финансировали все дестабилизирующие факторы на континенте. Само бы такое быстрое признание "в Европах" не случилось бы.

По поводу фактов биографии - если б было что, не утаилось бы.

Это у вас как обычно ошибочное представление о политической жизни. Англичане никого никогда не финансировали, просто потому что это негодный метод, а главное потому что денег - жалко !
Англичане, если им это выгодно, помогут - хорошим советом, статьей в газете, журнале, но никогда деньгами.

Источники доходов Горького очень хорошо известны, это в первую очередь огромные доходы от постановки его пьес в России и Германии, особенно На дне, но и других пьес тоже. Ну и от тиражей книг,конечно. Эти доходы были настолько велики, что у журналистов была пословица "гонорары как у Максима Горького".
Не англичане финансировали Горького, а Горький финансировал РСДРП из своих гонораров.

Слухи о Горьком сводятся к двум категориям. Первая, это ощипывание богатых женщин, которых в России тогда было немало, это еще до войны конечно.
И второе, в период революции, Горький используя личные связи с Лениным, за бриллианты и картины, организовывал выезд богатых русских из России. Это скорее всего достоверно, потому что есть много свидетельств о просьбах Горького к Ленину, выпусти того, выпусти другого...

Edited at 2016-02-24 20:27 (UTC)

  • 1