?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Почтовый ящик
borisakunin




Все вопросы, жалобы, рацпредложения прошу адресовать сюда. Отвечу следующей почтой.



 (Пожалуйста, оставляйте свои вопросы только в комментариях первого уровня.

Ответы будут опубликованы отдельным постом )

  • 1

неидеологизированная история и Карамзин (на всякий сл

Дорогой Григорий Шалвович, огромное количество читателей ждут Вашу ИРГ с нетерпением. Тем не менее хотелось бы получить от Вас ответы на вопросы, которые возникают при прочтении Вашего программного поста "Новый Карамзин явился". Ваше обращение к Карамзину как образцу писателя, взявшегося за написание истории для увлекательного домашнего чтения - более чем понятно. Но я надеюсь, Вы не откажете мне в разъяснении вот какого рода. Вы выдвигаете тезис о необходимости неидеологизированной истории. Сам по себе этот тезис мне кажется довольно наивным, так как в любом случае критерии, которые Вы будете использовать для отбора того, что Вам кажется существенным, и отбрасывания того, что Вам представляется малосущественным уже должны опираться на некую "идеологию". В любом случае это может быть только система взаимосвязанных критериев,пусть неявных, но реально работающих при Вашем отборе. Лучше, конечно, чтобы такая система была прояснена,стала явной для самого историка, иначе она будет работать бессознательно, следовательно диктовать Вам и управлять Вами, а не наоборот. Но примем Ваше требование к самому себе создать неидеологизированную историю всерьез. Тогда неизбежен вопрос, почему в качестве образца Вы выбрали не просто идеологизированную историю, а можно сказать первую скрижаль русской исторической идеологии, первый и основной памятник самодержавному мифу о России - историософию Карамзина, как он ее понимал и в Истории Государства Российского и в Записке о древней и новой России. Чтобы не быть голословным, приведу несколько хорошо известных Вам цитат из Пушкина и самого Карамзина:

"Карамзин однажды при нас стал
излагать свои парадоксы. Оспаривая
его, я сказал: «Итак, вы рабство
предпочитаете свободе». Карамзин
вспыхнул и назвал меня клеветником.
Я замолчал, уважая самый гнев
прекрасной души".

"В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута".
A.C. Пушкин

«Пишешь ты ко мне, бурмистр, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери бывшего поверенного Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали:
кто же из вас смеет противиться господским приказаниям? Думаю, что это по глупости вашей и для того вам на сей раз спускаю, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого
Романа на дочери Архиповой... А если вперед осмелится мир не
исполнять в точности моих предписаний, то я не оставлю сего
без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Моё дело знать, что справедливо
для вас и что полезно... Кликушам объявить моим господским
именем, чтоб они унялись и перестали кликать. Если не уймутся,
то приказываю тебе высечь их розгами».
Письмо Карамзина управляющему одного из поместий (бурмистру)

«Для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу».
«Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу... но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную».
«Всякая новость в государственном порядке есть зло».
«Не должно позволять, чтобы кто-нибудь в России смел торжественно представлять лицо недовольного».
«Требуем более мудрости хранительной, нежели творческой».
«Пусть иноземцы осуждают раздел Польши: мы взяли своё».
«Восстановление Польши будет падением России».
«Для старого народа ненадобно новых законов».
«Самодержавие основало и воскресило Россию, с переменою государственного устава она гибла и должна погибнуть».
«Самодержавие есть Палладиум России. Целость его необходима для её счастья»
«сколько агнцев обратилось бы в тигров, если бы не было страха?»
«одно из важнейших государственных зол нашего времени есть бесстрашие. Везде грабят, а кто наказан?»
«Спасительный страх должен иметь ветви: где десять за одного боятся, там десять смотрят за одним».
«В России государь есть живой закон; добрых милует, злых казнит, и любовь первых приобретает страхом последних».

Н.М.Карамзин Записка о древней и новой России

Мой вопрос не праздный, а имеющий отношение непосредственно к той истории России, которая продолжается и творится сейчас, и активной частью чего,волей провидения, и Вы, Григорий Шалвович, и я являемся. Ваш Михаил Аркадьев

Re: неидеологизированная история и Карамзин (на всякий

Когда я поминал Карамзина, я имел в виду не его идеологочность (которая, конечно, присутствует), а его литературный подход к истории. То есть, историю, написанную литератором, а не историков. Что же касается моей идейности или безыдейности, то скоро сами сможете составить суждение. Первый том должен выйти меньше чем через 2 месяца.

Re: неидеологизированная история и Карамзин (на всякий

Спасибо, Григорий Шалвович, за ответ. С нетерпением жду первого тома. Ваш Михаил Аркадьев

  • 1