?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Белые амазонки (продолжение)
borisakunin

Это нежное создание, баронесса Софья де Боде, запомнилась многим, кто видел ее на Гражданской войне или просто слышал о ней.

1
Мужской наряд пока еще маскарадный, à la cosaque

Она происходила из давно обрусевшей французской семьи, вроде тех, о которых я недавно писал. Из сильно романтизированной биографической справки можно узнать, что Софья де Боде - выпускница Смольного института благородных девиц,  во время Первой мировой отправилась на войну и служила под командой отца в конной разведке.
         Отчество Софии мне неизвестно. Баронов де Боде в армии было двое. Полагаю, речь идет об Августине Клементьевиче (1871—1915), бывшем военном атташе в Вашингтоне. На фронте он командовал полком и пал в бою.
         Думаю, впрочем, что история про разведку относится к области мифов: к отцу Софья ездила, казаком наряжалась и на коне скакала, но в разведке служила вряд ли. В 1915 году это было бы такой экзотикой, что о юной кавалерист-девице раструбили бы все газеты.
         Отношение к  женщинам-военным стало меняться лишь с весны 1917 года, когда Мария Бочкарева призвала  соотечественниц взять в руки оружие. Одной из тех, кто с энтузиазмом откликнулся на этот зов, была Софья Боде.  Она записалась в женский батальон смерти, а потом попала на офицерские курсы при Александровском училище – вместе с 24 другими девушками (см. предыдущий пост).
         Кадр кинохроники (нашел в YouTube), снимавшей летом семнадцатого года принятие присяги на Красной площади, выхватил из шеренги вольноопределяющуюся Боде – она оглянулась на камеру. Посмотрите, как она изменилась: усталое лицо, вместо кокетливой бекешки - простая солдатская гимнастерка. Уж не знаю, как ей удалось сохранить волосы, ведь доброволок стригли под ноль. 

2
Маскарадные времена закончились. Теперь все будет по-другому: кроваво и жестоко.

В октябре она вместе с другими выпускницами надела погоны прапорщика.
         «Молоденькая, красивая девушка с круглым лицом, с круглыми голубыми глазами в своем военном мундире прапорщика казалась нарядным и стройным мальчиком. Дочь русского генерала, воспитанная в военной среде, она не подделывалась под офицера, а усвоила себе все военные приемы естественно, как если бы она была мужчиной…», - пишет один из мемуаристов, видевший Софью в то время.
         Меньше чем через месяц произошла революция. В отличие от Петрограда, Москва упорно сопротивлялась большевистскому перевороту. Кровавые бои продолжались несколько дней. Софья командовала отрядом юнкеров, в бою у Никитских ворот была ранена в ногу.
         Едва лишь зародилось корниловское движение - уехала из Москвы на юг.
         Участвовала в отчаянном «Ледяном» походе, откуда мало кто вернулся живым. Софья мелькает в воспоминаниях генерала Богаевского: «Спустя полчаса ко мне подлетает карьером одетая в черкеску баронесса Боде, служившая ординарцем в нашей коннице, отчаянно храбрая молодая женщина, впоследствии убитая во время атаки генерала Эрдели под Екатеринодаром, и докладывает, что генерал Корнилов посылает мне свой последний резерв: два эскадрона конницы. Вдали рысью шла за ней конная колонна».
         Конная бригада Эрдели понесла тяжелые потери в бою 13 марта 1918 года – это и есть дата смерти Софьи Боде. Она погибла в самом начале страшной войны, но запомнили ее лучше, чем других девушек-прапорщиков. Баронесса де Боде - единственная, у кого был титул, и в кавалерию из выпускниц Александровского училища попала только она.
         Офицер-эмигрант Виктор Ларионов вывел ее под именем княжны Черкасской в своем романе «Последние юнкера»: «И вот в первых же боях она показала себя не только лихим, но и смышленым, распорядительным бойцом, способным понимать обстановку и командовать другими. Ее все полюбили, заботились о ней подчас трогательно, но, к сожалению, не могли удержать ее боевых порывов. Она как бы искала смерти... И нашла ее под Матвеевым курганом, когда два орудия, прикрывая отход пехоты перед сильнейшим противником, готовились уже бить картечью, а она, стоя во весь рост между орудиями, выпускала обойму за обоймой из карабина».
         Я прочитал, что по телевидению несколько лет назад показывали документальный фильм «Баронесса де Боде – легенда Белой армии».  Там наверняка более подробно рассказано об этой короткой и романтической жизни.

А вот совсем другая история. Не столько про героизм, сколько про любовь и верность.
         Вы наверняка читали про генерала Слащева, отчаянного храбреца и гениального тактика. Это был позер, дебошир, кокаинист, без конца со всеми ссорившийся, но не раз спасавший белый фронт. Слащев обожал экстравагантность, носил какие-то умопомрачительные мундиры собственного дизайна. «Пускай всякий, кто так воюет, наряжается как ему угодно», - говорил про него Врангель.
         Но мы смотрим не на щеголя Слащева, а на девушку, которая рядом. 

3

Это Нина Нечволодова, она оправляется после ранения, полученного на Чонгарской гати. В ней трудно узнать пухлую барышню, тоже наряженную казаком, вот с этого снимка.

4

Нужно было увидеть и пролить немало крови (своей и чужой), чтобы так перемениться всего за два года. Должен сказать, что, когда сравниваешь любое женское лицо до и после фронта,  содрогаешься.
         Девушка с верхней фотографии к тому же еще здорово похожа на мою бабушку в юности. Тот же возраст, та же стрижка, та же непримиримая интенсивность во взгляде. (В детстве моя бабушка, сорок килограммов пламенного марксизма-ленинизма, будет запихивать в меня ложку манной каши, говоря: «Любить надо партию, а кашу нужно есть»). Если бы они с Нечволодовой в двадцатом встретились - убили бы друг друга.

5
Дедушка и бабушка. Начособотдела дивизии и начособотдела бригады (ну у меня и гены).

Но про бабушку расскажу как-нибудь в другой раз.
         Читаем в воспоминаниях И.Сагацкого: «...Около вагона Слащева стояла большая группа и Ниночка-ординарец. Это была миловидная и стройная девица в белой рубахе с погонами унтер-офицера и одним или двумя Георгиевскими крестиками, в кавалерийских синих бриджах и сапогах со шпорами. Мне успели шепнуть, что Ниночка - из хорошей семьи, ведет себя безупречно и вполне заслуживает свои Георгиевские крестики…».
         Сагацкий видел Нечволодову в апреле 1920 года, когда она уже состояла при своем сорви-голове и была личностью полулегендарной. Про первую мировую и завоеванные  ордена - выдумки.
         Годом раньше, когда начиналась эта любовь, Нина была сестрой милосердия. Однажды Слащев, в ту пору командир дивизии, был прошит пулеметной очередью. «Между тем пришлось отступать с позиции, и селение, в котором расположился Слащев, оказалось в районе, захваченном красными. Спасла Слащева молоденькая сестра милосердия, бывшая при гвардейском отряде, т.к. была сестрой служившего в этом отряде офицера. Она верхом отправилась в селение, в котором лежал Слащев, метавшийся в жару и беспамятстве, взвалила с помощью крестьян раненого на лошадь и прискакала с ним к гвардейскому отряду. Эта сестра милосердия неотлучно оставалась при боровшемся со смертью Слащеве и выходила его. Вскоре после выздоровления Слащев женился на ней. Его первый брак был несчастлив. Эта же вторая жена вполне подходила к нему: под видом ординарца (из вольноопределяющих) Никиты, она безотлучно находится при Слащеве и сопровождает его и в бою, и под огнем», - пишет очевидец.
         С того дня и до самой смерти полоумного генерала Нина была с ним неразлучна. Куда он – туда и она. Даже если на верную гибель.
         Вот описание знаменитого боя на Чонгарской гати – двухметровой насыпи через Сиваш.
         22 марта 1920 года Слащев решил пройти по ней под ураганным огнем красных и захватить противоположный конец. Все офицеры сказали, что это невозможно. Тогда генерал построил мальчишек-юнкеров и под духовой оркестр, строевым шагом, повел вперед. «Ординарец Нечволодов» шел рядом – и был ранен. Гать в результате взяли, красные не выдержали «психической атаки».
         Помните, как в пьесе «Бег», где Михаил Булгаков разделил образ реального Слащева на двух генералов – Чарноту и Хлудова, последний говорит вестовому Крапилину: «Я на Чонгарскую гать ходил с музыкой и на гати два раза ранен!», а Крапилин в неистовстве кричит: «Все губернии плюют на твою музыку!»?
         По-моему, губернии правильно делают. Гнать под пулеметы любимую женщину – скверный героизм.
         Биографию Слащева я пересказывать вам не буду, и так знаете. Разве что совсем коротко.
         У Врангеля лопнуло терпение, и он снял самодура с командования армией. Нина последовала за Слащевым.
         В эмиграции Слащева разжаловали и оставили без пенсии – Нина (в отличие от подруги генерала Чарноты) любимого не бросила.
         Потом Слащеву взбрело в голову вернуться в Совдепию, где он был заочно приговорен к смертной казни. Нина поехала с ним.
         Бывшего генерала амнистировали, и он преподавал тактику на высших командных курсах «Выстрел». Нина руководила там театральной студией.
         Даже в кино они снялись вместе: в кинокартине «Врангель» сыграли самих себя.
         Но в 1929 году Слащева убил некий Коленберг, мстя за брата, казненного белыми (у Слащева было прозвище «вешатель»).
         И здесь следы Нины Нечволодовой теряются. Куда она исчезла и что с ней было дальше, неизвестно.

6
В фильме «Бег» подругу Чарноты сыграла  Татьяна Ткач

Хотел вам рассказать еще про одну «белую амазонку», самую поразительную из всех, но пост и так слишком длинный.
         Next time.



  • 1

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

После фразы "Мы же европейцы" невольно улыбнулась.Мы не европейцы, мы непонятно кто, только не европейцы, скорее уж сатуряне ))) Помните анекдот "сатурну больше не наливать"?))
Да, европейцы локализуют конфликты в Европе, но это если на них не начинает давить Америк, как в случае с Сербией.
Я читаю одновременно несколько книг -в зависимости от настроения и местонахождения в квартире.В кухне читаю(вернее перечитываю) Искандера "Думающий о России и американец", стихи Пастернака и Дмитрия Быкова, также начала Пелевина "Жизнь насекомых".
А Вы?

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

Я же считаю себя европейцем, например, на семинарах "Московской школы полит.исследований" понимаю, насколько мне по нраву люди из матушки-Европы.

Про сатурна анекдота не знаю, зато известна работа экономического географа Зубаревич о четырёх нынешних Россиях: городах от 500 тыс. (11% населения), приличных городах, посёлках и т.д. Есть в Иненте и видео её выступления на одном из наших семинаров.

Я - какой-то прихотливый читатель. Сейчас пытаюсь не торопясь знакомиться с мемуарами Гамсуна о поездке в 1899 году по России и Кавказу.

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

Каждый вправе считать себя кем угодно))
В толерантной Европе дошли до того, что в официальных анкетах на вопрос пол (sex) предусмотрено 3 варианта ответа : "он", "она", "оно".
Я имела в виду, не кто кем себя считает, а какой страной является Россия -европейской или азиатской. Ответ классический - азиопа.

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

Насчёт "в Европе дошли": думаю, что жизнь устроена по-другому, чем наш опыт из культуры консервативной - по большей мере - страны. Этих людей третьего пола везде процентов 10. И у нас. Это тоже ЛЮДИ.

Азиопа пришла к нам от Задорнова. Не учёный. Артист. То-то и оно, что наша высокая культура, она - европейская. Та Россия, что в городах, близка к Европе. Именно та Россия организовала сегодняшние выборы: в нашей стране впервые люди начинают такую самоорганизацию!

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

Жаль, что мы можем гордиться только культурой европейской, потому как жизнь в Расеи далеко не европейская.
Однако - "блажен, кто верует"

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

Что ж, я - блажен; высокая культура - европейская; в начале ноября - на семинар: Лешек Бальцерович, Адам Михник и др. - это ведь не просто не плохо, это здорово!

Re: «Баронесса де Боде – легенда Белой армии»

Хотя ты отличаешься высокой европейской культурой...))) и по-детски (вернее не по децки) восторгаешься предстоящей встречей с "европейскими светилами" Михником и Бальцеровичем, должна огорчить тебя и восполнить пробел в твоей европейской культуре- назвал Россию азиопой вовсе не клоун Задорнов, а надеюсь известный тебе Павел Милюков в начале 20 века, имея этим названием в виду, что Россия является пространством повышенного исторического риска, где чаще случается не позитивный, а "дурной синтез" Востока и Запада.
"А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!"

  • 1