?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Зачем человеку несчастье
borisakunin

В больших городах, а особенно в столицах, достопримечательностей пруд пруди. Творения человеческого гения толкаются локтями, переливаются сиянием и затмевают друг друга.
         Провинциальным городкам и деревням  обычно приходится довольствоваться красотами природы и свежестью воздуха. Но зато если уж по воле случая в каком-нибудь глухом углу создано  (да еще и сохранилось) нечто прекрасное, оно пребывает в царственном одиночестве, как и надлежит чуду. Классический пример – Покрова на Нерли, маленький шедевр архитектуры посреди пустого поля.

1

         Или гора Святого Михаила, возвышающаяся над плоским нормандским берегом.

2

Я хочу показать вам чудо, находящееся всего в получасе езды от Мон-Сен-Мишеля, однако почти неизвестное за пределами округи.
         Это произведение искусства не обладает такой уж художественной ценностью и не освящено древностью. Толпы туристов сюда не наведываются. Всякий раз, когда я там бываю, скучающий кассир радуется, что кто-то пришел, и охотно рассказывает мне историю, которую я неоднократно слышал.
         А бываю я там довольно часто. Это поразительное место.
         Находится оно в бывшей рыбацкой деревне Ротенёф, которая сейчас стала частью города Сан-Мало, тоже не бог весть какого мегаполиса.
         Музей под открытым небом называется «Скальные скульптуры аббата Фуре».
         В девятнадцатом веке жил себе в бретонской глуши сельский кюре Адольф-Жюльен Фуре (1839 – 1910).  Служил в церкви: крестил, венчал, отпевал. Слыл красноречивым проповедником. Так он дожил до 54 лет,  то есть до того возраста, в котором всякому-то человеку - по себе знаю - ужасно нравится проповедовать, а уж если профессия обязывает и благодарная аудитория в лице паствы имеется, то это просто счастье.         

И вдруг с аббатом случилась страшная беда. Он сначала оглох, а затем лишился речи. Нести слово Божье он больше не мог, и жизнь утратила всякий смысл.
         Уехав из родных мест, бедняга поселился в деревне Ротенёф, расположенной в суровом краю, на семи ветрах, над высоким и скалистым берегом.
         Там безъязыкий старик изо дня в день ковылял меж утесов. Чем-то громыхал, пропадал целыми днями.

3
Глухонемой проповедник

Оказалось, что он вырезает на каменном склоне изваяния. Никто аббата не учил этому искусству, он как-то приноровился сам. Долгое время странная причуда инвалида ни у кого не вызывала интереса. А когда тринадцать лет спустя Фуре перестал стучать резцом, потому что совсем состарился и одряхлел, оказалось, что он создал настоящее чудо: на крутом, почти отвесном утесе высечено более трехсот скульптур. Они занимают пятьсот квадратных метров. 
         Представьте.
         С одной стороны вечно сердитые волны и неутихающий ветер, распластывающий по земле грубые кустарники.

4

С другой – обрыв. Во время прилива вода поднимается выше, чем на десять метров. Крутой скос берега покрыт бугристым каменным панцырем, на первый взгляд похожим на застывшую лаву.

5

Начнешь приглядываться – а это никакие не бугры. То неожиданно проступит чье-то лицо:

6

То увидишь притаившегося (не очень страшного) змея:

7

То какого-то безмятежного мертвеца:

8



9

10

11



12



13



14


15


16


17

Из брошюрки можно узнать, что аббат изобразил историю хищного семейства разбойников и контрабандистов, когда-то живших на этом берегу. Но эта фольклорная информация ничего не прибавляет к ощущениям. А они сильные.
         Это очень одинокое, пустынное место. Представляешь проповедника, у которого шестикрылый серафим вырвал его грешный язык, однако взамен не вставил в разверстые уста  жало мудрыя змеи, а оставил безгласным. Но проповеднику есть что сказать людям. И он говорит, говорит, говорит. При этом каждому своё.
         Например, мне он объяснил, что не следует бояться несчастий, потому что всякая беда, которая может с тобой произойти, станет благом, если только не впадать в отчаяние и не предаваться жалости к себе.
         Если тебе нужно сделать что-то важное – сделаешь. Если тебе есть что сказать – скажешь. Еще красноречивее и долговечней, чем словами.
         Вероятно, если вы заедете в Ротенёф, аббат прочтет вам проповедь о чем-то другом, важном для вас.





Удивительная судьба у человека. Уникальные скульптуры.

Очень впечатляет, сразу захотелось увидеть живьем.

Да. Меня тоже всегда вдохновляют такие примеры, когда человек не сдался не смотря на ужасные ,для него, обстоятельсва.

Первая проповедь - Скрижали Завета, тоже была вырезана на камне. Он только продолжил традицию.

Подавляющее большинство из нас никогда не заедут в Ротенёф, поэтому спасибо на предоставленную возможность послушать проповедь виртуально. Мне, например, аббат прочел проповедь о том что что бы с тобой не случилось, займи себя чем-то: вырезай изваяния, копайся в огороде, или пиши в ЖЖ. От безделья с ума сойти можно, себя жалеючи

"Человек сказал Будде:
- Я хочу счастья.
Будда ответил ему:
- Сначала убери "я" - это эго. Потом убери "хочу" - это желание. Смотри, теперь осталось только счастье. Благодать с тобой, где бы ты ни был."

От себя добавим - "И что бы с тобой ни случилось."

Наверное, любому мудрому человеку хочется оставить после себя что-либо потомкам. Пока есть память о человеке - он существует. Вот и заботятся люди об этой памяти, кто как может.

Спасибо большое за наводку - давно собираюсь в те края, обязательно заеду.

Такая прелесть. Читал я тут у писательницы Анны Борисовой (кто бы это мог быть? ;)), что даруя таланты инвалидам, Бог исправляет собственные ошибки. Может, это подтверждение?

Спасибо, напомнило Стивена Кинга "Темную башню" часть вторая или третья, где Эдди видел, что в дереве что-то скрыто и хотел освободить это. Видимо монах тоже видел все эти образы в камне и освобождал их...

Лежащие ребята особенно удались, и побивание жены ногами, да. Любопытно, почему боголюбивый мастер именно на этот сюжет решил потратить часть таланта. Я ожидала чего-то более библейского.

Это не побивание жены ногами (если мы об одной и той же скульптуре говорим).
Это пара паломников идет в Иерусалим. Или какой-то библейский сюжет с Иерусалимом связанный. Учитывая женщину что прячется за дверным косяком.

Невероятно и потрясающе! Я обязательно туда поеду! Спасибо !

Это вы хорошо написали, что аббат объяснил "всякая беда, которая может с тобой произойти, станет благом" именно вам. Чтобы понять (и принять!) такое, нужно, наверное, очень глубокое понимание жизни иметь.
К сожалению или к счастью, я скорее всего никогда не смогу поверить, что беда может быть благом.

Того, кто мог бы подтвердить эти слова - уже нет в живых (смерть, наверное, тоже благо :).

(Удалённый комментарий)
ну, там вообще мистика, как он эти тонны камня в одиночку двигал...

Мне подумалось, что когда становится совсем плохо, то ты вдруг замечаешь, как прекрасен мир (в первобытном смысле), сколько гармонии в нем, и даже если вокруг только скалы и море, солнце и ветер, ты почему-то не одинок. Что, оказывается, можно любить жизнь, тогда, когда, казалось бы, должно было придти желание умереть.
И еще , если ты не слышишь, можно просто расхотеть произносить какие-то звуки.

Edited at 2012-11-06 08:16 (UTC)


Совершенно с Вами согласна. Спасибо, что так точно выразили и мою мысль.