?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Pro Азербайджан
borisakunin

Я знаю, что прочитав этот текст, некоторые азербайджанцы скажут: не российскому литератору поучать чужие страны, как им жить – у самого дома творится черт знает что. Но с тех пор, как я написал про Азербайджан книгу, он перестал быть для меня чужой страной – так уж мы, писатели, устроены.

Мне понравился Азербайджан и понравились азербайджанцы. На меня произвел огромное впечатление волшебный город Баку. Скажу больше: побывав там и пообщавшись с людьми, я начал понимать, что в истории азербайджанско-армянской вражды всё очень непросто и не черно-бело. Мне стало казаться несправедливым, что мир единодушно поддерживает в этом конфликте лишь одну из сторон. Считайте, что я стал азербайджанофилом.

Но что же вы с собой делаете, дорогие мои азербайджанцы?

Нашелся мужественный человек, писатель Акрам Айлисли, который впервые за долгое время призвал вас сделать шаг в сторону примирения. Призвал так, как и должен призывать писатель – написал художественный текст.  Шаг к примирению – это когда говорят: послушайте, в случившемся есть доля и нашей вины.

За это вы обрушили на Акрама Айлисли гнев государства, общественных организаций и народных масс. На одного человека. Семидесятипятилетнего писателя. За роман.

Пожалуйста, остановитесь. Вы наносите своей стране тяжкий ущерб в глазах всего мира. Разве вы не знаете, что в войне с писателем государство в принципе победить не может? Убить – может, затравить - запросто. Но при этом всегда останется проигравшей стороной.

Вы хотите повторения истории с Салманом Рушди? Вы хотите превратиться в страну-изгоя?

Продемонстрируйте, что Азербайджан – цивилизованная страна и что за литературу здесь репрессиям не подвергают.

А Акраму Айлисли – твердости и душевного покоя. Он написал книгу, которую не мог не написать. Для писателя это самое главное.


  • 1
К моему удивлению Григорий Шалвович не разобрался в довольно просто истории. Суть её в том, что в Азербайджане армянофобия возведена в ранг государственной политики и идеологии. 20-летнее промывание мозгов сделало своё дело, армянофобия стала частью азербайджанской идентичности. В этом контексте реакция на роман Айлисли совершенно тривиальная. Надо не сейчас поднимать шум, а когда азербайджанская академия наук нагло фальсифицировала историю, выставляя армян пришлыми агрессорами, когда уничтожалось крупнейшее кладбище хачкаров в Джульфе, когда в Азербайджане лепили из убийцы Сафарова героя, и т.д. Что ж теперь удивляться реакции на роман Айлисли? Иного и быть не могло. Это как в Германии образца 1937 года напечатать роман о любви к евреям, а потом сетовать на скандал и признаваться в любви к немецкой культуре и народу. Поздно пить боржоми, раньше надо было поднимать голос.

Григорий Шалвович, у меня к Вам, собственно, вопрос. Вот вы говорите "Вы хотите повторения истории с Салманом Рушди? Вы хотите превратиться в страну-изгоя?". Ну и как, повторилась история?

Насколько я понимаю, Айлисли осудили все, и союз писателей, и глава союза Анар (интересно, он принимал Вас когда Вы были в Баку? О чем расказывал, о высокой литературе и долге писателя перед обществом?), поэты, музыканты, политики, простые люди. В самом селе Айлис требовали убить писателя, за то что он симпатизирует армянам. Вот теперь, зная всё это, вы что скажете? Повторите мысль о том что весь мир несправедлив к азербайджанцам (хотя это неправда, исламские страны, например, всегда его поддерживали в любом случае)? Может поступить справедливо и вернуть им Карабах? Вернуть армян в страну героя Сафарова и предателя Айлисли?

Лучше поздно, чем никогда. Посмотрела на фото тех людей из села, которые 'требовали смерти ', впечатление, что им 'сказали явиться в определенный час в определенное время' и возмутиться. ..Книгу читать было необязательно :)

  • 1