borisakunin (borisakunin) wrote,
borisakunin
borisakunin

Categories:

Лица, которых больше не бывает



     Ничего, если я еще покатаюсь на любимом коньке – порассуждаю про старые (на этот раз самые старые) фотографии? Пугать покойниками не буду, не бойтесь.


     Когда-то я уже писал, чем меня так интригуют антикварные снимки. Знаю, это звучит по-дурацки, но для меня они являются несомненным доказательством того, что прошлое действительно существовало. Портреты, сделанные живописцем, интересны мне, только если мастер особенно хорош или объект чем-то прославился.  Но в любой фотопортрет 19 века я могу вглядываться подолгу. Это материальная тень человека, запечатленная на пластинке. Всё, что осталось от давно завершившейся жизни.
     Чем старее карточки, тем они мне милее. Поэтому больше всего я люблю самые первые портреты - дагерротипические.

1
В ателье дагерротиписта


     С них смотрят (чаще всего прямо на меня) лица двух типов.
     К первому относятся те, которых больше не бывает. И таких большинство.
     Мы очень изменились за полтора с лишним века, потому что сильно эволюционировала жизнь. Из-за нездоровой диеты, слабо развитой медицины, необустроенности быта люди выглядели иначе. Была другая мимика – люди меньше улыбались и не играли в приветливость. Хуже ухаживали за кожей. Были заметней следы перенесенных болезней. Раньше старели. Острее ощущали хрупкость бытия. И так далее, и так далее.
     Лица, которых больше нет, выглядят, например, вот так:

2
home.manhattan.edu                                                 www.theswedishtiger.com                                                      www.flickr.com


     А таким, наверное, был портрет Настасьи Филипповны, поразивший князя Мышкина:

3

     Сейчас подобные фамм-фаталь перевелись. Нынешние выглядят совсем иначе.

     К той же категории - снимков из другой жизни - принадлежат курьезные фотографии, свидетельство перемены нравов и представлений об интересном.

     Вот железнодорожный рабочий Филиас Гейдж гордо показывает штырь, которым вышиб себе глаз и продырявил башку. Травма сделала Гейджа знаменитостью – он выжил после уникальной по тем временам черепной операции.

4
1848 г.        boingboing.net

     А это звезда фрик-шоу - «Бородатая Леди из Женевы»:

5


     Фотошоп 19 века: явление призрака. Обратите внимание на волосы дыбом.

6


     Первая «обнаженка» появилась сразу же, как только камера научилась снимать людей. О, какой был спрос на этакие пикантности!

7
1839 г.

     (Из этой демонстрации рахита, между прочим, впоследствии произрастет вся эротическая индустрия).


     Весело разглядывать откровенно постановочные кадры – они были в большой моде.

8
Урок географии. 1850. susielovesphotography.wordpress.com


     Ниже – самый ранний отечественный фотопортрет. Сахарозаводчик и любитель всяческих новинок вроде дагерротипии А.А.Бобринский (между прочим, внук Екатерины Великой) изображает высокого интеллектуала:

9


    
     Со снимками людей, которых больше не бывает, всё ясно. Я рассматриваю такие карточки с любопытством или с улыбкой – без щемящего чувства, без грусти. Дела давно минувших дней. Жили старинные обыватели - какой-то совсем другой жизнью, отличной от нашей. Померли. Вырос лопух. Ну и земля пухом.

     Иное дело лица второго типа: как у нас с вами. Сегодняшние. Нечасто, но попадаются и такие. Всякий раз мне становится не по себе. Как будто злые чары похитили живого человека, посадили под стекло, и он смотрит оттуда, безгласный и беспомощный.
     Иногда мне, правда, кажется, что пленникам хорошо там, на потускневшем снимке, и они вовсе не стремятся вернуться. Так что, может быть, чары и не злые.

     Я сейчас покажу вам такие лица.

     Это самый первый – вообще первый - фотопортрет (1839 г.). Человек по имени Питер Корнелиус снимает сам себя.

10
Вы видите, что он живой? Я – вижу.
          


     Посмотрите на бабушку с внуком.

11

     Похожи на ряженых из малобюджетного костюмного телесериала, где экономят на кастинге. Сейчас съемка закончится, они переоденутся в нормальную одежду и уедут домой на метро. А между прочим, старушка (София Айрленд ее звали) 1773 года рождения…


     Три берлинские девочки из 1843 года:

12

     Верхняя и особенно та, что справа, - чинные старинные медхен. А слева сидит непонятно как туда угодившая моя племянница Ася. Правда, не безобразничает, как в обычное время. Дядю фотографа, наверное, стесняется.


     У мужчины внизу что-то не то с прической и бант привязан, очевидно, для прикола. А так – хоть сейчас в московский «Жан-Жак», двойной эспрессо пить и читать новости по ай-паду.

13



     А на эту романтическую даму я смотрю и думаю, что лет в пятнадцать вполне мог бы в нее влюбиться, как влюбляется в дагерротип юный герой моего романа «Белллона»:

14

     Это Дороти, сестра фотографа Джона Дрейпера. Бедняжка не мигая смотрела в одну точку 65 секунд (чем, вероятно,  объясняется магичность взгляда), и за свое долготерпение вошла в историю: это первый в мире женский фотопортрет (1839).


     От нас с вами, конечно, останется гораздо больше вещественных доказательств того, что мы когда-то жили. Мы ведь только и делаем, что щелкаем друг друга. Наши цифровые портреты не пожелтеют и не потускнеют.
     Интересно только, какими покажутся наши лица далеким потомкам? Своими или чужими? Понятными и близкими - или такими, которых больше не бывает?


 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →